Опера для «Черного квадрата»

04 декабря 2018

«Хороши мы будем сейчас: подходим в десять вечера к входу в Новую Третьяковку и говорим, что мы в оперу,» – озвучила мои мысли, похохатывая, нечаянно встреченная у рамки безопасности подруга. Но нам не удивились, буднично, будто был белый день, заглянули в замшевые недра сумок – и мы с морозца пошли пить кофе, есть волконские киши в дальнем от торжественной лестницы углу фойе; насыщались плотской пищей перед тем, как начать потребление духовной.

Вместо звонков нас собрали наверх живым голосом, и скоро уже одетая преимущественно в черное толпа потекла широким потоком по белой лестнице мимо ослепительных люстр типа «Арктика» и скрученной в узел новостной ленты.

Опера «Черный квадрат» исполнялась на третьем этаже в выставочном зале, который был для этого превращен в концертный. Два концертных темно-шоколадных рояля венской фирмы бозендорфер нескромно мерцали справа на сцене.

Знакомых и друзей оказалось много не только в зале, но и в программке, которая церемонно лежала на скамьях в зале. Главным в деле, судя по размеру шрифта, был собственно «Черный квадрат», затем шел композитор и дирижер Илья Демуцкий; вокруг буквами помельче были указаны авторы идеи оперы и либретто Ольга Маслова и Игорь Конюхов, авторы переводов Дмитрий и Федор Манины (опера шла на английском с субтитрами на русском); пианисты Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский, фэшн-директор Игорь Гаранин, художник по свету Иван Виноградов, камерный хор Intrada –  и только внизу, маленькими буквами, сверхскромно был указан автор идеи и продюсер спектакля Виталий Виленский. (Он-то и пригласил меня на премьеру, и я горжусь.) И что создали спектакль на свои средства.

И совсем маленькими и нечитаемыми буквами алыми по черно-сизому газетному было написано, что режиссер пожелал остаться неназванным до премьеры, вот это да.

Опера была создана по мотивам столетней своей предшественницы, оперы «Победа над Солнцем» и стихов поэта-футуриста А Крученых. Я помнила только «дыр бул щил», но программка милосердно истолковывала грядущие смыслы, а я не буду спойлить.

Действо затеяно было для «Черного квадрата», реального полотна Казимира Малевича, мы его увидели во втором акте в глубине сцены. «Опера для «Черного квадрата» – второй вариант названия спектакля.

Великий квадрат был на сцене, в глубине.

Впереди меня сидела директор Третьяковки Зельфира Трегулова. И наверное, переживала за «Черный квадрат». Она его когда-то сравнила с «Сикстинской капеллой» по влиянию на историю мирового искусства.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи, автор идеи спектакля и продюсер Виталий Виленский и другие участники спектакля

Казимир Малевич тоже и явно незримо присутствовал. Не каждый день твоей картине поют целую оперу. Прошел примерно век со дня создания «Черного квадрата», и его толкованиям ужа стало несть числа. А начиналось все просто: Малевич отвечал за спектакль «Победа над Солнцем» в 1913 году, и там впервые возник образ непобедимого черного квадрата, закрывающего солнце. А белая окантовка его была как лучи, которые все равно пробивались.   

Черный квадрат символизировал интеллект, мощь цивилизации, сейчас, дайте-ка я гляну в программку, «триумф нового мира, победу техники и науки над стихией, триумф человеческого разума, его победу над природой,  которую символизирует Солнце: «Мир погибнет, а нам нет конца!»

… Музыка была прекрасной и сложной. Демуцкий дирижировал, и по его вискам струился пот. Пианисты поменялись местами в кратком антракте. Голоса исполнителей были полны силы. Это было выступление профессионалов, и они исполняли оперу со всей страстью. Зал внимал.

Композитор и дирижер; на экране строка из либретто «Девственницы массово зачинают, глядя на его портреты»

В программке был написан сюжет, и он легко просматривался в опере. Мы всё понимали, следили за приключениями героев, одетых как крестьяне на картинах Малевича – в яркие геометрического бескомпромиссного кроя рубахи, сарафаны и штаны. Главный герой, тот, что победил Солнце, имел в ткани капюшона темные очки, и было ясно, что иначе ему на солнце не взглянуть.

Главной, настаиваю, была музыка, рояль, и голоса героев, и хор, хотя сначала мне показалось, что нет. А многим, может, и до сих пор кажется, что класть в основу оперы стихи футуриста Крученыха – идея удивительная и дискутабельная. Когда зал в оцепенении читал с двух экранов русский текст оперы, а пересказать я его не смогу тут, сами найдите стихи Крученыха и почитайте, я тоже сидела замерев и размышляла. В основном о том, что происходит в стране, когда становятся востребованы такие направления, течения, авторы.

И мое мнение такое, что когда в жанре «реализм» писать и жить неактуально, ибо любая новость превосходит в футуризме и сюрреализме любого самого талантливого реалиста, тогда и настает время окончательной победы над Солнцем. И выходят Крученых и Малевич. А мы внимаем.

Такое случается нечасто, примерно рпз в век.

Недаром в самом начале, еще до всего, на сцене появляется типичный уличный художник, стрит-арт художник, Бэнкси такой, весь в черном и в капюшоне, и пишет большими буквами » SOS» на огромном блоке.

.. Обратно мы шли не торопясь сквозь залы основной экспозиции. Каждая из картин была достойна отдельной оперы. Если бы я умела писать музыку, я бы написала ее для этого Шагала, но понимаю: время сейчас не для ландышей и васильков , а для Черного квадрата.

Кто же, кто же режиссер? Признаюсь, я слышала версию. А вы?

 

 

 

 

В Москве пройдет новогодняя благотворительная ярмарка MEET QATAR

Выставка «Подарки к Рождеству» в галерее Totibadze в ЦСИ «Винзавод»

Travelinsider image

Новый совместный проект сети Hilton…

Стартовал новый совместный проект компании Hilton и Центрального Дома Художника – АРТ-Москва. При бронировании…
дней, остановок
Travelinsider image

В Porto Montenegro состоится концерт…

10 августа 2018 года в Черногории на концертной площадке Synchro в миллионерской марине Порто Монтенегро…
дней, остановок
Travelinsider image

Поп-ап проект MEET QATAR в…

Я в Катаре была в год открытия там музея исламского искусства, была в этом…
дней, остановок
Комментарии
0

Забыли пароль?