Председатель совета директоров «Инфофлота» – о речных путешествиях в России

08 сентября 2017

Продажи речных круизов в России увеличились почти на четверть по сравнению с 2016-м. Навигация открыта до ноября, еще есть время для отдыха. О том, как бороться со стереотипами в индустрии речных путешествий, как нужно петь «Мурку», где в России делают очаровательные игрушки и зачем на борту книги Лидии Чарской, рассказал журналисту Кате Троповой для Travelinsider председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот» Александр Соснин.

— Сегодня каждому из нас открыт мир: множество неизведанных регионов и вариантов отдыха. В частности, вы можете себе позволить все, что пожелаешь. Но есть теплоход, который идет из Москвы до Ярославля, и вы иногда поднимаетесь на его борт. Что вас продолжает привлекать в этом виде отдыхе?

— С самого детства я предпочитал всему именно речные круизы. Круиз как прекрасное блюдо. Его основу составляет, собственно, движение по воде. Это полная релаксация, полная свобода наслаждаться окружающим миром. Свобода от тревожных мыслей, которые остались на берегу, свобода от догм, от нервных состояний. В основе – само ощущение. К нему мы добавляем стоянки в интересных местах и, в качестве приправы, на берегу – интересную экскурсию, а на борту – ресторанное питание, бары, развлекательную программу. И когда эти ингредиенты смешиваются в деликатных пропорциях, получается восхитительное блюдо. Я в этом плане гурман: люблю такие и готовить, и употреблять.

11212612_498088110345023_2409799681424134831_o

— Создавая компанию, вы пытались наполнить ваш продукт именно этими ощущениями?

— В первую очередь. Но, конечно, стремились к гармонии, старались учесть все составляющие. Я не люблю перегибов. Бывают компании, которые честно признаются, что сервиса у них нет и не будет, но зато с борта можно наблюдать великолепные закаты. А на мой взгляд, полюбовавшись закатом, человек должен иметь возможность пойти отдохнуть в баре, посмотреть хорошую вечернюю программу. У него помимо закатов на борту должен быть, например, классный ужин.

— Вы равнялись на какие-то стандарты или вам пришлось изобретать велосипед?

— Мы точно не равнялись на принятые в России стандарты. Это был 2004 год, и сервис на рынке российских речных круизов был очень слабый. И мы решили сделать так, как считали нужным. Отчасти учились у зарубежных коллег: я к тому времени уже много путешествовал по миру, кое-что захотелось перенести сюда. Сейчас некоторые российские компании здорово подтянули уровень сервиса, и, вероятно, у них теперь тоже можно было бы что-то перенять, но у нас уже нет привычки на них смотреть.

— Выходит, концепция развития российского речного туризма – это пока не столько «движение к», сколько «стремление от»?

— И то, и другое. Я не приверженец сохранения традиций в принципе, и в речном туризме в частности. Мы, например, свои теплоходы раскрасили в яркие цвета. Может, это работает и с точки зрения маркетинга, но хотелось просто что-то сделать наперекор кем-то принятому. Когда мне говорят, что теплоход «должен быть белым», я переспрашиваю, кому теплоход должен.

Кстати, приверженность многим традициям возникает от незнания. Считается, что дореволюционные пассажирские пароходы на реках России были белыми. На самом деле каждая пароходная компания красила их в свой цвет: корпус мог быть, например, черным, а надстройка – розовой, а вот фотографии были черно-белыми, отсюда и заблуждение насчет белого цвета. В любом случае мы теперь создаем свою историю и свой мир.

Пароход "Святитель Николай" 1887 года. Фото  obzor-mest.ru/

Пароход «Святитель Николай» 1887 года, стоит на приколе в Красноярске. Фото obzor-mest.ru/

— Какие теплоходы предпочитаете вы лично?

— Мне нравятся теплоходы средних размеров с небольшой вместимостью. У нас тоже есть такие. Мне наиболее близки «Некрасов» и «Бенуа» с просторными каютами и камерностью, которую я больше всего ценю.

11884718_547239555429878_3254438647220268223_o

Есть еще интересный теплоход «Карл Маркс» с абсолютно уникальной и потрясающей отделкой из дерева. Для вестибюлей и коридоров заказывался материал определенного оттенка – его полгода откуда-то везли, но без него работы не заканчивали, и на реконструкции теплоход простоял два года. Внешне он остался обычным трехпалубным теплоходом, но внутри – необыкновенно стильный.

Теплоход "Карл Маркс",  фото marieltour.ru

Теплоход «Карл Маркс», фото marieltour.ru

Теплоход "Карл Маркс",  фото marieltour.ru

Теплоход «Карл Маркс», фото marieltour.ru

А если говорить про большие теплоходы, то там есть свои преимущества, которые многим нравятся: больше салонов, баров, больше людей, больше развлекательных мероприятий. У нас это «Дмитрий Фурманов» и готовящийся к вводу в эксплуатацию «Лебединое озеро». На больших теплоходах можно делать очень разнообразные программы: например, на «Лебедином озере» будет настоящий репертуарный театр, который, конечно, не сделаешь на камерном судне.

Теплоход "Дмитрий Фурманов", фото infoflot.ru

Теплоход «Дмитрий Фурманов», фото infoflot.ru

— Кстати, что стоит за названием «Лебединое озеро», как родилась идея, и почему вообще появилась театральная тематика?

— Есть люди, которые во всем хотят видеть часть концепции – маркетинговой ли, еще какой-то. Для них мы придумываем разные объяснения.

— А на самом деле?

— На самом деле все укладывается во фразу «Почему нет?» Просто я люблю театр, и балет в частности. Может быть, я называл бы теплоход в честь менее известного: «Сон в летнюю ночь» или «Совсем недолго вместе», но коллеги сказали: «Если называть теплоход в честь балета, то тогда уж в честь знаменитого».

На «Лебедином озере» будет присутствовать театральная тематика, но в легком виде. Все-таки это круиз, а не театр. Настоящие театральные постановки на борту будут идти, я думаю, раз в три-четыре дня, не чаще. По-театральному будут называться палубы, бары, рестораны. И еще: двадцать лучших кают, больших, с балконами, получат имена выдающихся деятелей балета. Это дань уважения таким мастерам прошлого, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Алла Шелест и другим.

— Театр – это новшество. А из существующих программ что бы вы порекомендовали, каков идеал и что не нравится?

— Если ориентироваться только на мой вкус, то мы не удовлетворим многих клиентов. На мой же, нужно не так много: хорошая вечерняя программа с качественными номерами. Живая музыка должна быть в баре. Фоновая, негромкая. Может быть фортепианная, саксофонная или скрипичная, если у музыканта есть определенная деликатность. При посадке, в идеале, я хотел бы, чтобы играла классика. Классический квартет, возможно струнный. И детские программы. Мне больше ничего не надо. Но для большинства речных путешественников этого недостаточно. Поэтому развлекательные программы более разнообразны. Есть, например, вечерние концерты.


18697565_872609282892902_1030008823_o

Что мне не нравится… Я ненавижу интерактивные развлекательные программы, где людей из зала вызывают на сцену. Когда ведущий говорит: «Вот теперь я хочу кого-то из публики!». Публика молча сопротивляется, а он: «Выходите вы, мужчина, мы же все вас просим!». Все аплодируют и радуются, что вытащили не их, а кто-то уже успел выбежать из зала. Первое, что я сделал по части развлекательных программ, когда мы создали эту компанию — запретил выдергивать публику из зала. Но к нам начали приходить жалобы туристов: мы, говорят, хотим тоже участвовать. Хотим, чтобы нас выдернули из зала, а у вас этого нет. В результате мы это разрешили в умеренном количестве, но я свое отношение не изменил.

Еще я не люблю музыку на палубах. Люди в тишине наслаждаются рекой, и вдруг кто-то за них решает, что им прямо сейчас должно стать весело, и включает на палубы эту громкую музыку. У нас этого категорически нет, кроме отдельных случаев: когда теплоход отправляется из какого-то города или, наоборот, прибывает. Есть еще вахта памяти при отходе от Волгограда, но это другое. При отправлении у нас обычно звучит марш «Прощание славянки», и «Поезд 1.30» Виктора Кулакова (под эту музыку редакция расчувствовалась — прим. ред.)

— А как же «На теплоходе музыка играет»?

— Песня не в моем вкусе, хотя иногда, может быть, она и уместна. Но это музыка не для отправления и не для палубы.

— Баян у вас был потрясающий.

— Все должно быть хорошо сделано, и игра на баяне – тоже. Если баянист не может подобрать мелодию, если он не харизматичен, то ничего не выйдет. Можно и «Мурку» исполнить так, что любитель классики будет тронут. Но грань очень тонка, и – нет, у нас не играют «Мурку». А вот «час баяна» на палубе или в салоне, я имею в виду час хорошего баяна и хороших песен, у нас традиционно проводится.

— Как туриста, вас можно заманить развлекательной программой? Что для вас главное при выборе круиза?

— Как турист я выбираю в первую очередь маршрут. И с рабочей точки зрения меня больше всего захватывает планирование новых маршрутов. Мы первыми сделали круиз по Вятке – до нас там вообще никто не ходил. То же с маршрутами по Суре или Ветлуге. Иногда мы необычным образом комбинируем стоянки теплохода, делаем нестандартные экскурсии. Но, повторюсь, стараемся соблюдать баланс между маршрутом, сервисом, развлекательной программой.

Вятка, фото жж frocush

Вятка, фото жж frocush

— Какая концепция у ваших экскурсий, какие вы находите самыми интересными?

— В нашей стране исторически сложилось так, что вся экскурсионная программа вертится вокруг религиозных объектов. Мы стараемся от этого уходить. Историю и религию исключить нельзя, но и ограничиваться ими тоже нельзя. Там, где можно посетить интересный светский музей или пойти на местный мастер-класс, мы это сделаем.

Например, на Вятке в городе Нолинске традиционный промысел – изготовление матрешек.

г. Нолинск, фото жж Записки странствующего ротозея

г. Нолинск, фото жж Записки странствующего ротозея

Есть соответствующий мастер-класс, и я, когда был в круизе по Вятке, принял в нем участие. И до сих пор испытываю некоторую неловкость перед милой женщиной, которая этот мастер-класс проводила: у меня получилась матрешка с абсолютно ужасающим выражением лица. Когда я спросил, могу ли забрать поделку домой, мастер, кажется, вздохнула с облегчением. Но матрешка эта до сих пор стоит у меня на самом видном месте и мне очень нравится. Круиз ведь и из этого тоже состоит, это тоже ощущения.

Нолинская матрешка, фото Мир открытий

Нолинская матрешка, фото Мир открытий

Мне вообще нравится этот цикл экскурсий по Вятке: Киров, Котельнич, Вятские Поляны, Уржум, Советск. Как бы ни звучало слово «Советск», город сам довольно милый, хотя и подзапущенный, конечно. Там делают кружева, и мы показываем туристам, как.

Кружева,  фото с ARTYX.ru

Кружева, фото с ARTYX.ru

Из Советска мы делаем экскурсию на Береснятский водопад и в Зараменскую пещеру. Мы предупреждаем, что это поход довольно высокой сложности. Но это не останавливает даже пожилых людей, которых у нас довольно много на борту. Некоторые бабушки, к моему восхищению, быстрее, чем я, карабкаются на утесы.

Еще один красивый тур – «Старинные усадьбы» — круиз со специальной экскурсионной программой.

Усадьба Батюшкова в Вологодской области,

Усадьба Батюшкова в Вологодской области

Усадьба – это не только усадебный дом, но и огромная территория, хозяйство, парк, иногда поля, иногда крестьянские дома вокруг. Мы показываем туристам усадьбу Берново в Тверской области, где останавливался Александр Пушкин, усадьбу в Даниловском Вологодской области, в которой бывал Александр Куприн, и многое другое.

Усадьба Берново, фото с сайта ru-travel.livejournal.com

Усадьба Берново, фото ru-travel.livejournal.com

В следующем году мы сделаем еще одну классную вещь – четыре круиза с утренними прогулками по волжским городам. Мы будем приходить в город ранним утром, и пока одни спят, другие успеют прогуляться по набережной. Мне нравится сама идея: утро, свежесть, а на реке особенно. В некоторых городах очень красивые набережные. В Мышкине новая неплохая, в Ярославле, Костроме, Плёсе.

Набережная Костромы, фото Дима Зверев

Набережная Костромы, фото Дима Зверев

— В Костроме старая, но колоритная.

— Её обновили. Там, конечно, нет того шика, как в Ярославле, но набережная Костромы – это там, где снимали «Жестокий романс», там же снимали фильм «Китайский сервиз», в общем, по энергетике очень приятное место.

Набережная в Костроме, фото Region44.ru

Набережная в Костроме, фото Region44.ru

— Вы говорили, вы готовите тур с упором на агротуризм. Что это будет?

  Это круиз, который включает в себя экскурсии на фермерские хозяйства. Хотим показать увлеченных людей, у которых горят глаза от того, что они делают. Фермерские хозяйства в этом плане очень хороши: можно продемонстрировать, как люди из ничего создают новые продукты, как налаживают производство. Планируется круговой недельный круиз с отправлением из Москвы и до Плёса. Сейчас маршрут находится в разработке. Мы наметили большое количество хозяйств в районе Твери, Костромы, Плёса, Ярославля, Калязина. Посетим их инкогнито и выберем то, что понравится нашим туристам и органично впишется в программу.

Экопарк "Калязин", фото ЖЖ Экополис

Экопарк «Калязин», фото ЖЖ Экополис

— Из внутреннего наполнения кают, из оформления общих зон, из еды, в конце концов, что особенно по душе?

— Сам я люблю, например, украшать теплоходы картинами. Лично покупаю. Есть у меня в Козьмодемьянске любимая художница – Ольга Таланцева. Её художественный салон находится прямо у причала, и ее работы отлично походят для теплоходов. В прошлом году у нас на «Фурманове» даже была небольшая выставка – Ольга предоставила восемь работ. Две картины купили туристы, остальные мы выкупили по окончанию навигации.

Screen Shot 2017-09-01 at 18.30.46

— Она специально для вас рисует, или вы выбираете из того, что есть?

— Второе. Благо есть из чего выбрать: два больших зала и есть запасники. Можно и заказать, но мне нравится прийти и выбрать. Почему-то мне кажется, если заказать, что-то может пойти не так.

… Иногда я понимаю, что это может быть никому не нужно, но продолжаю это делать. Например, на каждом судне у нас есть библиотека: все члены экипажа, сотрудники компании могут принести свои книги. Люди могут читать их на палубе или унести с собой.

— Да, как я и поступила, унесла с борта Майн Рида.

— Но мне захотелось, чтобы на «Фурманове» была еще одна библиотека – классики русской литературы – из новых изданий. Я сам заказал книги. В основном это 19 век, но есть и 18-й, и 20-й. Начиная от «Истории государства Российского» Карамзина и до Пушкина, Толстова, до Чехова. Есть даже экзотические авторы вроде Лидии Чарской, о которой сейчас мало кто слышал. Она писала очень добрые вещи, делала это простым языком. До революции она была культовой детской писательницей, а в советские времена стала считаться образцом пошлости. Думаю, многие люди эти книги специально не купят, а на борту почитают с удовольствием. Был даже такой отзыв, что вот с погодой в круизе не повезло, но где бы я еще прочитала Бунина…

Обложка прижизненного издания книги Лидии Чарской, фото e-reading

Обложка прижизненного издания книги Лидии Чарской, фото e-reading

Конечно, все что я говорил про картины, про книги, это интересно далеко не всем. Точнее так: все хорошо реагируют на такие детали, но в духе, «хорошо, что это есть – главное, что нам не мешает».

Что же касается еды, то я люблю пробовать наши новинки, которые появляются каждый год, но особую слабость все равно питаю к традиционным блинчикам на шведском столе.

Кто эти люди, ваши туристы? Почему вы ориентируетесь на их вкусы?

— Самые разные люди, любящие неторопливый, комфортный, и при этом познавательный отдых. Что же насчет вкусов, то есть два пути: либо мы ориентируемся на тех, кто традиционно ходит в речные круизы, либо пытаемся формировать что-то новое. Мы стараемся делать и то, и другое, хотя мне ближе второе.

— Скажите, кому точно не нужно подниматься на ваш борт?

— Конечно, надо понимать, что теплоход – пространство замкнутое, там есть и другие люди, и там есть определенные нормы поведения. Не нужно делать так, чтобы нарушалась атмосфера круиза. Но я уверен, что любой человек найдет круиз, в котором ему понравится.

Председатель совета директоров "ИНфофлота" Александр Соснин

Председатель совета директоров «ИНфофлота» Александр Соснин

В круиз с Costa Cruises

Рекордная востребованность на кругосветный круиз компании Silversea

Комментарии
0

Забыли пароль?