Кулинарные маршруты

Автопробег по Намибии с Porsche, часть 2
8 дней
2 остановок
Завтрак в пустыне, танцы с огнём и ночь в палатке-люкс
untitled
Часы
  • Автомобиль
    6.52

Ранним утром в отеле «Мираж» уже наливали кофе и разносили лед:

Утро в "Мираже"

Утро в «Мираже»

Мы поболтали с поваром о том, какого прекрасного завтрака лишаемся с таким ранним выездом. Повара, впрочем, тоже жаль было лишаться, смотрите, какой он прекрасный, никто не хочет переманить к себе?

Машины, чистые, будто из гаража, ждали:

Утреннее построение

Мы попрощались и двинулись в путь:

Навстречу нам уже стояли машины на въезд, оказалось, мы ночевали в заповеднике:

Кадр будто с фестиваля Burning man

Пустыня Намиб известна своими фото воздушных шаров и с воздушных шаров. Все они поднимаются над землей рано утром примерно в этой местности.

Шары взлетают на рассвете

Скоро пустыня опять изменила свой цвет, и земля стала черной. Это из-за железа, которое за тысячелетия проржавело даже внутри руды и превратилось из камня в черный песок:

Фрик Орбан, наша Принимающая Намибийская Сторона и местный Крокодил Данди, устроил маленькую летучку по дороге:

Мы поняли, куда и откуда мы едем. Для людей, привыкших перемещаться только по картам, это было прекрасным подспорьем по ориентированию:

Заодно мы все поснимались на фоне красных дюн. Нерезкая картинка потому, что я решила выпендриться и сделать дистанционное селфи, но аппарат навелся не на меня, а на какой-то камень поблизости:

В целом местность носила название «глиняное плато Соссусфлей», и это, знаете, уникальная природная история.

Именно здесь обычно делаются самые драматичные картинки с сухими стволами, которым лет по 500, в Мертвой долине на плато (24°43′ ю. ш. 15°22′ в. д.):

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_01694

Плато Соссусфлей обязательно к посещению в Намибии. На космической съемке оно хорошо видно: река в пустыне, которая не доходит до океана:

Screen Shot 2018-05-18 at 07.47.07

Редко когда в реке появляется вода, обычно это сухое русло с солевыми и минеральными слоями, которые река нанесла за миллионы лет. Красные из-за окислов железа дюны тут – одни из самых высоких в мире, по их гребням любят ходить путешественники. Самые высокие достигают 200 метров, а песок, из которых они состоят, насчитывает, в соответствии с радиоуглеродным анализом, примерно пять миллионов лет.

Мы нашли настоящий оазис в этом пересохшем русле, причем в самой его зловещей части, Deadvlei (переводится как «Мертвая долина»). Она оказалась вполне живой:

Наши организаторы – Фрик вместе с Porsche Travel Club – подняли в ружье ближайший от оазиса отель и устроили нам завтрак на траве, точнее, на песке:

Прямо посреди пустыни стояли столы с едой:

И столы для завтраков:

И, как будто дело происходило в отеле в центре Москвы, очень буднично ходила между столами девушка с кофейником, подливая нам бодрости:

Мало что можно придумать красивее в пустыне, чем завтрак всех оттенков пустыни: черные фартуки, скатерти хаки, оранжевые стулья:

Отдельное внимание ваш #breakfasteditor обратил на яичную станцию, тоже не выбивавшуюся из природного цвета:

По желанию яйца делались sunny side up:

… или пришпаривались с двух сторон:

Отдельные люди были приставлены махать салфетками (!) над столом:

И было от чего отгонять мух. От колбасы:

От сыра:

От ветчины:

Папайя и грейпфруты тоже привлекали насекомые сердца:

Наш экипаж сфоткался на память с командой Sossusvlei lodge:

Потом я запилила селфи, как без него:

… С сожалением оставили мы гостеприимный бивак:

Сотрудники лоджа на прощанье порадовали меня сотрудничеством с фотографом:

Оказалось, место для передыха и перекуса знаем не мы одни. На этой таратайке, специально построенной для сафари в пустыне (наши-то Porsche были все штатные, им что город, что пустыня – все хорошо), в оазис приехали немцы. Намибия – страна с английским государственным языком, что неимоверно облегчает коммуникацию, но исторически тут много немецких поселений, поэтому немцы любят навещать страну. Мы немного поговорили с туристами из Берлина, которые, увидев восемь Porsche с штутгартскими номерами, немедленно и без церемоний подошли поздороваться и узнать, что это мы тут делаем и не приехали ли своим ходом из Штутгарта (это, кстати, возможно, не смейтесь).

А вы бы не подошли, повстречай вы в другом полушарии семь УАЗ «Патриотов»? Ну это я так, чтобы ярче себе представить картину мира.

Таратайка унеслась, погромыхивая, налево:

Мы же отправились направо, где начинался пейзаж из всех фильмов Гас Ван Сента сразу. Как вам, например, это объявление про ланч в 300 метрах посреди космической пустоты?

Или вот этот еще один след немецкого присутствия – отель Rostock Ritz. Несмотря на пустоту, в которой присутствует такой дорожный знак, в Ростокском Рице даже есть собственный аэропорт, Rostock ritz aeroport. Африка – в основном перелеты, это мы поняли через денек, когда отправились на север страны, об этом я еще расскажу:

Мы резво домчали до национального парка Namib Naukluft площадью 50 тысяч квадратных километров, это четвертый в мире и первый по величине в Намибии парк, и дальше вплоть до океана ехали только по нему:

Горы тут были совсем черные и очень древние, они часть горного хребта Науклуфт. Цвет тоже от окислов железа, совсем окислившихся:

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_00422

Мы переехали через знаковую параллель – Тропик Козерога, или Южный Тропик. Он одна из знаковых пяти параллелей, которые указываются на всех картах мира. Есть и Северный Тропик, симметричный относительно экватора Южному. Все, что находится между Южным и Северным Тропиками, называется, угадайте как? Ну конечно, тропики!

Тропик Козерога, или Южный тропик

Самым удивительным растением в Намибии смело можно назвать вельвичию удивительную, Welwitschia mirabilis. Она питается туманом, который 300 дней в году приносят ветры с океана. У нее еще много поразительных свойств, она не родственник никому и вообще смахивает на пришельца. Молодая еще так-сяк:

Молодое растение

А вот пожилая – чистый Чужой. Чего стоит, например, ее способность никогда не сбрасывать листья! Вдумайтесь только: этим листьям полторы тысячи лет:

Самое старое, ему около 1500-2000 лет

Самое старое растение в мире, ему около 1500-2000 лет

Вельвичию открыл в 1860 году на юге Анголы австрийский ботаник Вельвич. Намибия защищает вельвичию и запрещает даже собираеть ее семена, не говоря уже о вывозе. Вельвичия проникла даже в герб Намибии:

Screen Shot 2018-05-18 at 06.55.03

Тем временем у нас цвели свои собственные цветы пустыни: это Даша Веледеева, главред Harpers Bazaar  и икона стиля, в пайетках. Только так и надо путешествовать по пустыне, я считаю:

Даша в пайетках

Дороги в Намибии всем хороши, но такие прямые (неважно, асфальт или грунт), что можно заснуть. Мы в нашем экипаже медитировали по очереди, потому что нет более правильного места в мире для медитаций, чем пустыня Намиб, если вы не знали. Потом, когда съехали с дороги к привалу, включили пробуждающую музыку типа Alice in Chains «No Excuses», тут-то нас и нагнала машина с инструкторами и знаками показала опустить окно.

Оказывается, мы злостно не отзывались на радиовопросы, все ли у нас хорошо. Имейте ввиду, отвечать надо всегда.

К тому же, Фрик Орбан рассказывал суперинтересно. Нам повезло: это была его последняя экспедиция по Намибии. Он владелец основательного, хорошо поставленного дела с гидами,  машинами и самолетами, и в следующие поездки отправятся его сотрудники, не он сам. Детей, говорит, пора почаще видеть, им 13 и 15 лет.

Это Фрик, ему 49, и он очень крутой:

Фрик Орбан

Я же была настолько поражена красотой, космической пустотой и величием пейзажа, что унеслась в эмпиреи, прости, Фрик, что плохо слушала твои рассказы. Это как Степь (именно так, с большой буквы), только в миллион раз круче и старше. Я бы писала слово Пустыня в случае с Намибом тоже  с большой буквы.

Видите машины? Они примерно на юго-западе фотографии:

Машины – примерно на юго-западе картинки

Экспедиция на горном перевале

Привал для нас был организован собственными силами Фрика и сотрудников Porsche: поблизости уже не нашлось ни одного лоджа или отеля, который раскинул бы для нас тут столы:

Мы еще успели заехать в Оазис Соссусвлей, заправиться. Собственно Оазис – это и есть заправка:

Кроме того, тут можно отправить открытки: в магазине на заправке мне их продали, дали ручку и показали почтовый ящик, который при мне же и опустошили:

Небольшое санитарное отступление. Я обычно не пишу о таких подробностях, как умывальники и туалеты, и стоически принимаю тяготы любых экспедиций, как неизбежное зло, но Намибия меня поразила чистотой, поэтому тем, кто сейчас спрашивает «какая она, Намибия?» я первым делом отвечаю: «Экстремально чистая». Доказательство – этот туалет. Дело происходит на заправке in the middle of nowhere, позади магазинчика с терминалом оплаты за топливо:

Нигде никакого запаха, стерильная космическая чистота:

Дальше мы неслись по пескам, больше похожим на лед и снег и воду. Знаете такие песчинки, они настолько круглые, что  увязаешь мгновенно, как в зыбучих песках?

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_02422

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_02198

В такой пыли должны гореть не только обычные, но и противотуманные фары:

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_02091

Наши Porsche с честью выдержали дорогу. А ведь тут, не рискуя завязнуть, ездят только специально тюнингованные машины, вот они, справа:

Дальше начались плато и горы:

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_02732

Тут уже шло сплошное бездорожье, облака песка из-под копыт, из-под колес, развеселая жизнь, и мы врубили пустынный саундтрек. Обычно я в горах ставлю пинкфлойдовский Shine on your crazy diamond, но тут кроме созерцательности был сплошной драйв, поэтому мы слушали другое: Enter Sandman (Metallica), Trust (Megadeth), Take it all (Pop Evil), Good day to die (Exodus), Suuiside Messiah (Black Label Society), Alcohaulin’ Ass (Hellyeah), идеальное было попадание в картинку, спасибо напарнику по экипажу.

И внезапно мы оказались в раю. Горел фонарь в глубине, шел человек с брезентовым ведром, кричала вечерняя птица. Мы приехали на вечерний и ночной постой:

Я сейчас напишу его координаты точнее не бывает, и потом не говорите, что вы не знаете, где искать место для идеального ночлега:

22°41’06.7″S 14°51’57.2″E.

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_02921

Да, палатку надо брать с собой, потому что лагерь для нашей команды разбили тут всего на одну ночь. (И я без шуток считаю такой формат идеальным будущим для путешествий во всем мире: pop up отели.)

К тому же, боже ты мой, что это были за палатки!

Да я бы жила в таких палатках вечно, только приносите мне лампу вечером, а затычки для ушей и мазь от комаров унесите, они не нужны:

ЛАмпа в палатке

Лампа в палатке

Не забывайте выключать генератор ночью, ведь чемодан мой опять не открылся (хваленая Римова, расстанусь с ней, как бог свят, заведу себе с молнией), а зарядка для телефона в чемодане:

я в палатке

И пожалуйста, и пусть мое платье истреплется: чемодан-то не открывается, значит, ходить годами буду в одном, а в холода буду прикрываться ковриком, хорошо, что он оказался подходящим по цвету к платью:

Мои волосы выгорят, я похудею и посмуглею. Только не забывайте наливать утром в брезентовый мешок теплой воды, чтобы я принимала душ:

Пустынный душ на фоне луны

Пополнение душа

И дайте мне умываться под небом, глядясь вместо зеркала в инструкцию по пользованию походным душем, пристегнутым молнией к палатке:

Умывальник

И дайте пить шампанское с южноафриканских винградников ночью или с утра, часов не наблюдая, хотя они есть.

комод в палатке с часами и шампанским

Комод в палатке с часами, живой розой и шампанским

Позвольте бояться диких зверей и мечтать, что они появятся и тогда я сражусь с ними, распахнув дверь палатки, примерно, как сейчас:

дверь палатки

Дверь палатки

И дайте, дайте смотреть на эти горы вокруг, да хоть через сетчатое окно:

Окно палатки

И видеть, как они вечереют, и оранжевая куркума сменяется желтым шафраном,

Закат в лагере

… а потом красным перцем и черным, и падает благодатная бархатная ночь.

Дайте видеть эти звезды, от которых без луны ночью светло и которые бархат превращают в парчу. Дайте слышать, как за горой клекочет птица и тявкают шакалы, как шелестит всю ночь шлёвка на палатке, заставляя думать о быстрых легких змеях:

Дай дышать твоим воздухом, Африка, ведь до конца жизни бы я могла это делать, что со мной, доктор, почему мне тут лучше, чем на всех континентах мира?

Побросав вещи и переодевшись для вечерних мероприятий (те, кому повезло и у кого открывался чемодан) мы отправились на маленьких автобусах, таких смешных осликах после наших боевых ахалтекинских коней, на плато Лунный Ландшафт, он так и называется на карте, ищите в маршруте, я его указала.

Он вот такой:

Photo by Kiki Suarez

Смотрите, какие мы красавцы! Главред GQ Игорь Гаранин, главред Instyle Юрате Гураускайте, ресторатор Арам Мнацаканов, Revolution и The Rake редактор Александр Пигарев, pr-директор Porsche Russland Оксана Хартонюк, главный редактор Harpers Bazaar Даша Веледеева, главный редактор Forbes life Андрей Золотов, ваш Travelinsider и PR директор актера Данилы Козловского Виталий Виленский:

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_04734

Там опять был прием типа «скатерть-самобранка»: на верху плато, рядом с самой выгодной в окрестности точкой для съемки, скромно стоял стол, доверху набитый шампанским:

Фрик Орбан провозгласил тост за успешное окончание второго дня экспедиции:

На закуску на плато привезли намибийских нежных устриц:

Некоторые экспедиционеры остались у стола, а некоторые сразу ушли в медитацию:

Некоторые наблюдали из кустов:

Вся работа по обеспечению нас едой и питьем легла на плечи этих двух голубоглазых людей, похожих друг на друга, как брат и сестра:

Закат в Лунном ландшафте

Оттуда, с плато, после того, как мы проводили солнце, нас отвезли вниз. Ландшафт рядом с лагерем напоминал океанские бухты с высокими утесами, но вместо воды был песок. И вот, по-соседству с нашим лагерем (одна бухта) мы услышали ритмичный грохот и пошли на звук. Но сначала мы увидели свет, сотни свечей в крафтовых пакетиках с песком мерцали в скалах и на земле, вели нас вдоль дорожек во тьме, помаргивали возле кустов. Кроме их и звезд, света больше не было. Мы вышли к площадке у подножья почти вертикальной скалы: там ждал pop-up ужин: стояли большие столы на восьмерых, переливался в огнях хрусталь,  позвякивал фарфор, звякали приборы, официанты торжественно стояли позади столов с салатами и дичью. А на входе боже мой, нас ждали огнедышащие девушки, которые жонглировали горящими булавами!

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_04813

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_04861

Мы устроили им овацию по окончании и только было собрались рассаживаться, как поняли, что рядом со столами играет целый оркестр. «Местные школьники, – объяснил Фрик, – собираются участвовать в всемирном конкурсе лучших народных коллективов.»

Мы спели и сплясали под их музыку, поговорили и поаплодировали. Они были большие молодцы и выглядели совершенно профессионально. Концерт длился часа два.

Это было одно из самых очаровательных впечатлений от Африки – веселые, полные жизни подростки:

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_04886

MAD_00105_2018_PTE_Namibia_05278

… Вечером мы сидели вокруг костра, зажженного для тех, кому не спится в палатках. Арам Мнацаканов щедро угощал сигарами, он человек, который может никого ничем не угощать, но это ему дается большим напряжением воли. Мы читали стихи под звездным небом и да не прозвучит это все напыщенной ерундой – испытывали сильнейшее чувство гармонии с миром. Я лично испытывала. Мне кажется, это была лучшая ночь в путешествии, сердце путешествия, ее пик.