Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

Грузия: уикенд в горах

Грузия: уикенд в горах
2 дней
10 остановок
Там, где нет дорог
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    472
  • средняя Длительность, дней
    2
  • остановок
    10
  • Мест к посещению
    3
Время в пути
Часы
  • Автомобиль
    9.51

Попросите меня сказать, что главное в Грузии, я бы ответила: «Природа». А вы бы закричали: а люди? А песни? Людей и песни можно привезти в Москву, а природу никак. Поэтому первый совет: даже если вы в Грузию на пару дней, организуйте поездку за пределы Тбилиси, несмотря на все его притяжение и сотню-другую тамошних друзей.

Мне повезло, я уехала в горы сразу (мне было просто: я в Грузии впервые, так что друзей пока не накопила). Мой лучший друг в Грузии на момент нашей с ней встречи была компания Рено. Они придумали маршрут 2-дневной экспедиции и позвали меня.

Важно знать, что наш маршрут невозможно отобразить в гугл-картах. Где мы прошли, там нет дорог. Вот вам истинная карта. Розовым отмечены места без асфальта и без грунта, просто трава по пояс. Или грязь по колено.

маршрут

Почему я там оказалась? К концу первого года своей работы в компании Даша Головина, пиар директор Renault, сделала экспедицию в Грузию. Желающих опробовать новый лимитированный Duster Dakar в специальной внедорожной комплектации оказалось много, и экспедиция проводилась в два забега. (Справедливости ради, ничего там особо усиленного по сравнению со штатным Рено Дастер не было, но милые приятные сердцу девушки мелочи присутствовали: хромированная защитная накладка с надписью Dakar на задний бампер, хромированные накладки на пороги дверей с надписью DUSTER, текстильные коврики с надписью Dakar, специальные стикеры на двери с надписью Dakar, бейдж лимитированной серии DAKAR на передних дверях. Что было по-настоящему важно, так это защитные расширители колесных арок. А уж стильные 16-дюймовые легкосплавные диски Black Thema – ну вы понимаете, без них никуда, я без таких и за руль-то не сяду.)

DSC02643-108

Машину можно было выбирать, в команде были две полноприводные версии DUSTER Dakar: турбодизель 1,5 л (109 л.с.) и бензиновый двигатель 2,0 л (143 л.с.) с 6-ступенчатой механической коробкой передач и  короткой первой передачей. А это ох как важно – короткая первая передача.

Я взяла бензиновый двухлитровый с шинами Мишлен BFGoodrich All-Terrain T/A® KO2, усиленными по бокам, чтобы не рвались на камнях.

DSC02564-30

После краткого брифинга в отеле Rooms после завтрака (о завтраке я расскажу отдельно) мы унеслись в горы мимо памятника грузинскому тореро:

DSC02574-40

По дороге меня удивили дома немецкой архитектуры. Я думала, пленные строили дома только в Москве, ну и где-нибудь в сибирской Ухте, например. Однако вот типичный послевоенный дом. В моем детстве такие дома считались самыми лучшими, у них были идеальные пропорции, широкие подоконники и высокие потолки.

DSC02566-32

Нашей экспедиции, состоящей на 99% из мужчин, помахала невеста в Рустави:

DSC02570-36

… а также несколько мужчин в камуфляже:

DSC02580-46

Гужевой транспорт тоже не оставлял нас без внимания:

DSC02583-49

Но все это быстро кончилось, когда вы выехали в чисто поле:

DSC02589-55

Бутылка из-под фанты на переднем плане – для масштаба: в распадке меж холмов – дом. На фото он получился размером с пробку от бутылки:

DSC02595-61

Довольно быстро и домов не стало, и только овечьи отары с пастухами разнообразили пейзажи:

DSC02604-70

Но медитативной езды не вышло: нам предложили пару задач на выживание.

DSC02605-71

Одна из них была, например, добраться до противоположной горной гряды в точку с флагами без любой навигации или карты.

DSC02606-72

Связь кончилась чуть раньше, так что мы шли по приборам:

DSC02610-75

Скоро мы добрались до Давидо-Гареджийской лавры, единственного, кроме села Удабно, обитаемого пункта в Гареджийской пустыне:

DSC02612-77

DSC02614-79

DSC02615-80

Гареджийская пустыня – плоскогорье с резко континентальным климатом. Зимой здесь минус 50, летом плюс 30:

DSC02617-82

Пустыня разделена границей с Азербайджаном на две части. Прямо вдоль границы на 25 километров тянется Гареджийский пещерный монастырь, точнее, несколько монастырей:

DSC02621-86

Монастырь основал монах-ассириец в 6 веке:

DSC02622-87

DSC02623-88

Если хочется увидеть все монастыри, на это уйдут дни. Из основных девяти выделяются четыре: Лавра Давида, Монастырь Тетри-Удабно, Монастырь Натлисмцебели, пещеры Додо-Рка. Много еще можно прочесть о монастырях и об истории Грузии вообще вот тут.

Мы побывали только в Лавре.

DSC02628-93

Понятно, почему место было выбрано для монашьей жизни — это самая тяжелая климатическая зона во всей Грузии:

DSC02631-96

Мы не могли задерживаться, нас ждали новые испытания.

DSC02638-103

Из задач, которые нам предстояло решить, были разные навигационные трюки:

DSC02646-111

Нужно было проехать по плоскогорью, ориентируясь по фотографиям с геотегами, собранными на пустую карту:

DSC02653-118

Как, например, доехать до этой башни? Какие пропасти и горы лежат по дороге к ней?

DSC02654-119

Задача усложнялась еще и тем, что у всех были разные задания, сходившиеся к одному финишу только в самом конце, и мы гоняли врассыпную по горам:

DSC02662-127

Ручная коробка передач не самое мое привычное средство управления автомобилем. Однако были в моей жизни времена, когда я презирала коробку-автомат и ни за что не променяла бы на нее драйвовую ручную.

DSC02663-128

Иногда мы забирались в места, из которых приходилось пятиться задом.

DSC02665-130

DSC02666-131

Пустыня была настолько голой, что деревья были реальными ориентирами, видными издалека:

DSC02668-133

Очень хотелось бы держать равнение на тучи неземной красы или на лучи солнца, как на картинах, но они все улетали на крыльях ветра:

DSC02670-135

Такие пейзажи я раньше видела только в Аризоне:

DSC02673-137

Но никогда по таким не ездила за рулем:

DSC02676-140

Коровы наших машин не пугались:

DSC02680-144

Нашими действиями руководила команда профессионалов, которые полностью организовали маршрут, разработали квесты и перекрикивались с помощью уоки-токи между  машинами или отдавали указания всем машинам одновременно (но только если мы были достаточно близко друг к другу):

DSC02681-145

Уверенно говорю вам: если вы соберетесь повторить мой опыт лично или группово, обратитесь к ним. Компания Rusdrive базируется в Москве, но легко снимается с места и организует все, начиная с ночлега и кончая местным гидом (прекрасная кроткая голубоглазая девушка, зовут Настя Головкина, +995 591 677 987. «Это снова я, ваш гид, – говорила она в микрофон после взятия какого-нибудь препятствия и рева машин, – буду рассказывать вам дальше про красоту и историю».)

DSC02687-151

Rusdrive даже флаги организовали. Так, например, выглядел створ стартовой площадки:

DSC02700-163

Заходили мы в него с интервалом в 10 минут, «чтобы не толпиться на финише». Напрасное опасение: мы пришли с большим разбросом.

DSC02702-165

На  поле у нас был квест на скорость, причем не просто кто быстрее придет к финишу, а кто удержит машину в рамках скоростной вилки.

_DSC8978

Финиш был задан координатами и, оказалось, находился на самом верху этой горы:

DSC02706-169

С нее нам показали новую цель.

_DSC7647

Надо было найти ее глазами (каждому выдали бинокль) и двигаться к ней, стараясь не упускать ее из виду. Это мы вглядываемся и обсуждаем, что же делать, с какой стороны подъезжать:

DSC02710-173

Мы все преодолели, никто не заблудился.

DSC02711-174

Потом был привал, шашлыки, салат, лепешки, кофе и нежная, будто вчера сделанная, чурчхела. Мы стояли у древних, 12 века, пещер. Я нарвала удивительной травы, она пахла небывало, я даже не смогла ее держать на прикроватной тумбе, так сильно она благоухала. Приставала ко всем с вопросом, как она называется. Никто, включая местных, не смогли назвать ее. И только в Москве соседка Марьяна сказала: «Да это же вереск!»

Стемнело, а мы все шли в сторону цивилизации и асфальта:

_DSC9094

_DSC9187

Но наконец, встали на трассу и в ночи мимо города Телави приехали на ночевку на курорт «Лопота»:

DSC02713-176

Задник этой изобильной природы – горы. Мы в Алазанской долине, в Кахетии:

DSC02718-181

Вода холодная, зима все-таки, хотя я и попробовала и примерилась окунуться, но не решилась:

DSC02720-183

Наутро после завтрака и закупки в сувенирном киоске валяных осликов, петушков и быков мы погнали в горы и снег:

DSC02729-190

Временами дорога была такой, что приходилось уступать руль профессионалам.

DSC_1551

Мне повезло: нашей машиной рулил директор по производству Рено Анатолий Калицын, выпускник МАИ, инженер и большой знаток всего, что связано с механикой и мощью наших авто. Вот он:

_DSC7726

DSC02732-193

Погода во второй день была хороша, как специально для съемок:

DSC02741-201

На горе после сложного подъема-спуска нас уже ждали шашлыки.

DSC02745-205

Но мы не рассиживались: ветер на вершине срывал одежды, все мгновенно замерзли и единогласно проголосовали за «движение – жизнь»:

DSC02749-209

Ниже стало теплее, снег почти исчез, наша колонна с честью погрузилась на 70 см вглубь реки и вышла без потерь:

_DSC7986

Вот с колеями было не в пример сложнее…

DSC02787-231

… но никто не застрял:

DSC02793-235

И скоро мы выехали на простор к реке.

DSC02797-239

Тут бы и позагорать, но нам было отпущено всего пять минут, пока разведчики проходили пойменную часть реки, условно сухую по случаю зимы:

DSC02802-243

Такими они вернулись к нам, наши разведчики, сказали, что пора безумств настала – и мы начали крутиться как на льду.

DSC02806-246

_DSC8618

Берег выглядит твердым, но на самом деле под верхним слоем лежит зыбкая жидковатая черная почва. Зазеваешься, подъедешь близко к воде – и тяни тебя потом.

DSC02809-248

Все уцелели и чинно поехали восвояси:

DSC02816-254

Снежные вершины остались позади:

DSC02825-263

Еще пара преград типа этой неприятной канавы…

DSC02834-272

И вот мы уже на твердой земле, и даже видим места для отдыха:

DSC02838-275

А скоро начался асфальт, и мы полетели к Тбилиси:

DSC02844-281

Я бы могла рассказать про ресторан, где мы ужинали и где нам пели хозяин с женой, а вокруг сидели финны и американцы… Я бы могла рассказать вам, как красиво вечером сидеть на террасе отеля… Но мне кажется ужасно высокомерным говорить о великом городе, пробыв там один вечер.

Я туда еще вернусь.

В следующем посте я расскажу, в каком порядке надо произносить тосты в Грузии. Я записала, выступив, как настоящий этнограф. Я была как Шурик в старинной «Кавказской пленнице» он там собирал песни, шутки, тосты, не щадя своей печени.

А как, скажите, не пить золотое кахетинское? Можно ли вообще не пить вин, которые называются, как в семейном застолье в детстве? Можно ли остаться равнодушной, когда  на пути в Алазанской долине возникают названия населенных пунктов «Цинандали», «Гурджаани», «Напареули»? Как вам объяснить? Мне 15 лет, мы с родителями едим шашлык, запивая его сухими цинандали, гурджаани, напареули. А тут вдруг спустя полжизни – городки. Оказывается, это всё городки.

Как будто вы ехали-ехали и приехали в поселок «Двойной чизбургер» или деревню «Мишка косолапый», а за поворотом комплекс «Лимонные дольки».

Отель Rooms – Тбилиси, 14 Merab Kostava Street T +995 32 2020099
tbilisi@roomshotels.com

Курорт Lopota – Напареули, Кахетия. Грузия T +995 32 2 400 400 /700 777

+995 32 2 400 400 /+995 591 700 777

 

Комментарии
0
Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.
Вернуться наверх

Забыли пароль?