Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

Игрушечные дома, Дюрер и первый глобус в Нюрнберге

Игрушечные дома, Дюрер и первый глобус в Нюрнберге
3 дней
1 остановок
Единственный национальный музей НЕ в столице с коллекцией почти 1 500 000 экземпляров
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    4,2км
  • средняя Длительность, дней
    3
  • остановок
    1
  • Мест к посещению
    1
Время в пути
Часы
  • Пешком
    53мин

Утренний свет за завтраком – мой фетиш. Здесь, в отеле Mercure на окраине Нюрнберга (пусть весьма и бюджетного) его много. Хочется прогулять весь день в парке. Для группы участников Всегерманского форума забронирована целая комната.

dsc03119-108

На метро (без машиниста, что ценно) мы быстро домахнули до Национального Германского музея:

dsc03126-109

Он единственный национальный музей НЕ в столице. Он крупнейший исторический и художественный музей германоязычной Европы (а не только Германии, что ценно) с коллекцией примерно в полтора миллиона экземпляров. Еще бы, собирали с 1852 года. Часть музея – здание нюрнбергского картезианского монастыря. Все тут имеет значение, и даже эти колонны – не просто украшения, а памятник, и я дальше расскажу, чему.

dsc03127-110

В Германском Национальном музее для меня со дня нашей с ним встречи самое большое значение имеет  этот скромный вход с краю, такой скромный, что его даже можно открыть ключом, что и сделал Андреас, ставший в то утро нашим экскурсоводом. За дверью – хранилище игрушек. Нам провели королевскую экскурсию за 2 часа до открытия музея, в совершенно пустых залах.

dsc03130-111

Когда я к концу экскурсии абсолютно влюбилась в Андреаса (английский язык, andreas.puchta@nuernberg-tours.de), Ингрид рассказала, что он вдовец, его хобби – гастрономия и кулинария. Главное же его дело – музей. На фото Ингрид стоит рядом с пуленепробиваемой витриной, внутри которой – кукольный дом. Все что угодно я ожидала увидеть в музее игрушек, но не этот фантастически подробный мир.

dsc03138-112

Оказалось, скрупулезность деталей в древней «Игрушке» имела смысл: на таких домах-игрушках учились домоводству целые поколения девочек.

dsc03150-113

Какие помещения есть в доме, где располагаются, для чего предназначаются – все это невозможно было узнать иначе, чем с помощью таких макетов.

dsc03157-114

Они обычно строились 3-4 года, а потом десятилетиями наполнялись утварью и мебелью. Стояли они под ключом, они собственно, и были некими шкафами со створками, на которые навешивался замок.

dsc03167-115

Эти трехмерные макеты очень трудно снимать из-за стекол и из-за очень низкого, намеренно, освещения, но в продаже на конторке при входе есть книжки с суперфото и пояснялками. Домов в музее много, они все разные, и есть совсем древние и бесценные. Дома передавались по наследству, каждый что-то добавлял в соответствии с реалиями, в которых жил, поэтому самыми ценными считаются дома в которых никто ничего никогда не менял.

dsc03170-116

Кроме домов, главного сокровища, есть всякие разные игрушки. Это, например, театральные куклы. Говорят, их лица не нравились детям, и я понимаю почему.

dsc03178-117

dsc03179-118

После Реформации появились развивающие игрушки, целые дворы с домами.

dsc03183-119

Их продавали в круглых коробках:

dsc03185-120

К развивающим кругозор относились и игрушки эпохи великих географических открытий, эти павлины, например, выглядят очень современно, но им больше ста лет:

dsc03187-122

Такими современными животные выглядят не просто так: в 1903 году Баварский музей прикладных искусств затеял конкурс среди художников на лучшие образ зверей и птиц для детей (внезапно именно в это время Европу посетила идея пользы раннего и всестороннего развития детей). dsc03188-123

Подробности были намеренно стерты по сравнению с прилежными ремесленными изображениями, остались одни символы, и они, надо сказать, очень колоритны:

dsc03189-124

Белочки особенно удались, я считаю.

dsc03191-125

Часть музея, отвечающая за игрушки, едва ли занимает больше 500 квадратных метров на 2 этажах чудесно сохраненного здания в стиле ар-нуво:

dsc03192-126

После игрушек мы попрощались с Андреасом и пошли в основное здание музея, раз уж пришли; все-таки в Нюрнберге родился Дюрер. В его зале все было настолько современно, что приходилось уговаривать себя: «Перед нами портрет, которому через 2 года исполнится 500 лет». На наброске ниже – император Максимилиан Первый, который через полгода, к моменту изготовления парадного портрета, умер. Говорят, портрет купил некий богач для подарка наследнику императора.

dsc03199-127

Надпись и описание этого карикатурного наброска аптекаря Ханса Перкмейстера равно юмористически окрашены: автор, сверстник Дюрера Микаэль Вольгемут, написал его в 1496 году к 60-летию персонажа.

dsc03201-129

Впервые увидела я здесь, в музее, такое творческое освоение охотничьих трофеев. Оказалось, был период в истории, когда рога решительно были признаны в интерьере не вполне христианскими, а выбросить было жалко, вот их и камуфлировали.

dsc03204-131

Ниже – мой торговец одеждой Мартин Бехаим провел всю жизнь в Португалии в 1490 он вернулся на три года в Нюрнберг. И стал инициатором создания глобуса и даже умудрился получить заказ на него от мэра города в 1492 году. В том же году Колумб впервые ступил на землю неведомой Америки, так что на глобусе ее нет! И вообще глобус опирается на картографов и историков, таких как Плиний, Птолемей и Марко Поло. Вкладом Бехаима стало подробное изображение западного побережья Африки, свежий апдейт португальских мореплавателей. До них все верили вруну Птолемею, который уверял, что ниже экватора живут люди с песьими головами. Глобус отлично сохранился за исключением голубого цвета краски, которой Бехаим изобразил океаны.

dsc03206-132

А это первые в мире переносные часы. Диаметр около 7 см.

dsc03208-134

А это, понятно, карта звездного неба с созвездиями.

dsc03210-135

Вот более поздние и очень нарядные глобусы, они были изготовлены, когда идея круглости земли прочно овладела умами и мысль обогнуть глобус стала для многих сорвиголов идеей фикс:

dsc03211-136

Мы намеренно оставили весь музей кроме Дюреровского зала и пары географических артефактов, на потом.  Хочется сюда еще приехать. Только спросили Ингрид, что это за стела в центральном холле музея. Оказалось, это снятые в восточном Берлине с домов названия улиц, сразу после падения стены. Художник собрал их и смонтировал в один большой арт-проект.

dsc03213-137

Ну и на прощанье с Нацмузеем, помните, я обещала рассказать, что за колонны я видела в его дворе. Это «Улица прав человека», воздвигнута в 1993 году, посвящена нарушениям прав человека. Каждой колонне соответствует номер. Это страшный список, полный пыток, крови, смертей и страданий. Колонна Номер Двенадцать – наша.

dsc03214-138

dsc03215-139

От музея мы пошли по улице Мюльгассе и Обере Ворштрассе к еще одному музею игрушек. Во время прогулки гид Ингрид рассказала, что по части игрушек равного Нюрнбергу нет…

dsc03217-140

На улице Обер Ворштрассе 16 на меня накричал продавец (владелец?) антикварного магазина. Для меня все антикварные магазины – продолжение чудесного дома дедушки Исаака из «Фанни и Александра» Бергмана, самого рождественского из всех фильмов в мире. Поэтому, я считаю, там все можно трогать, рассматривать и уж точно фотографировать. В моей жизни был один случай, подобный этому: в Ярославле на центральной улице в антикварном владелец на вопрос, сколько стоит картина, ответил грубо: «Зачем вам, вы все равно не купите». Этот – второй, и еще более несправедливый: я снимала снаружи, а закон всех государств сходится в том, что пока я стою на тротуаре, я могу снимать все, что вижу. Вопреки запрету, получились не только две люстры, где вместо стекла висели елочные игрушки и гирлянды (в глубине в центре), но и сам строгий дядька с скопчески сжатыми губами. Какой контраст с дедушкой Исааком! Если вы еще не видели это кино 1985 года, самый небергмановский фильм Бергмана, обязательно посмотрите его, и обязательно в рождественские каникулы, он вернет вам веру в чудеса, если вы вдруг нечаянно ее утратили. Или чуть не утратили, как я возле того окна в антикварный мир.

dsc03221-142

А погода меж тем была по-прежнему божественно прекрасна. И мы быстро, минут за 15, дошли до Музея игрушек. Целого еще одного музея игрушек, но об этом я расскажу в следующем посте. Следите за обновлениями!

dsc03223-143

Национальный Германский музейKartaeusergasse 190402 Nuremberg, Bavaria, Germany. Т.: +49 911 13310

Отель Mercure — Münchener Str. 283, 90471 Nuremberg, Bavaria, Germany. Т.: +49 911 94650

Гид по Национальному музею Андреас: andreas.puchta@nuernberg-tours.de

Комментарии
0
Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.
Вернуться наверх

Забыли пароль?