Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

Сахалин: лучшая поездка на свете

Сахалин: лучшая поездка на свете
5 дней
3 остановок
по недоступным пляжам и сопкам на внедорожниках
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    700
  • средняя Длительность, дней
    5
  • остановок
    3
  • Мест к посещению
    15?
Время в пути
Часы

Важно: не пытайтесь повторить в одиночку маршрут, который мы прошли на восьми автомобилях с компанией Jaguar Land Rover. Я расскажу почему.

DSC07718

 

Туристические фирмы сегодня стали будто бесполезны: билеты, машины и отели мы можем заказать сами. Но есть, есть еще в мире места, где не всякая фирма возьмется сделать маршрут под ключ. А попробуй мы сами его проложить – и нас сразу выбросит не на тот косогор или сайт, нас никто не встретит, кафе будут закрыты, мы будем ночевать в гостинице при аэропорте,  без света без воды и спрашивать себя, кой черт нас сюда занес. Есть места, где путешествие само по себе – роскошь. А хорошо подготовленное заранее, оно сказка и легенда.

Большинство недоступных мне маршрутов лежит в пределах России. К мировым красотам какой-никакой доступ у меня налажен, и в сети легко купить тур по Амазонке и круиз в Арктику. Не то с Россией, здесь роскошный туризм в диких местах не освоен, и я сейчас не о золоченых колоннах, споро вырубленных из бревен с соседней лесопилки. Нет, я о своем любимом виде отдыха “резвиться под присмотром”, когда все сложности заранее просчитаны профессионалами, взвешены и включены в программу после их экспертной оценки. Когда риски предусмотрены. И когда по диким степям, морям, горам мчит автокогорта, вооруженная самыми совершенными системами навигации, слежения (и оповещения об эвакуации, если что), а в багажнике – кофеварка, работающая от аккумуляторной батареи весом с бетонную плиту, поэтому ее легко раскочегарить на льду якутского озера, у Ленских столбов или у костра на берегу Тихого океана.

Роскошь такого путешествия лежит, по мне, как раз в зазоре между дикой природой и условной кофеваркой.

Кстати, мастерством точечного создания таких микропутешествий вполне овладели мальдивские отели, отправляя желающих ночевать на соседние необитаемые острова размером 200 на 200 метров, выволакивая туда двуспальную кровать с балдахином, разводя костер и напевая из-за куста местные песни про любовь. Хотя шутки в сторону: один мальдивский отель дает понырять с учеными, ведущими на атолле системную работу по учету серых акул. В такой конструкции удельный вес роскоши быстро увеличивается за счет присутствия акул, я лично это остро чувствую.

В Россию на ночь не приедешь: мы не мальдивский островок, а большая страна, придется потратить неделю минимум. Из известных миру поездок по России – поезд “Транссибирский экспресс”, остальное как пойдет.

Когда британский Land Rover запустил программу Discover Russia, я обрадовалась: нация знает толк в туризме и пустились вплавь и посуху вокруг земли еще когда, в соответствии с Птолемеем,  сразу за экватором начиналась страна людей с песьими головами.

Дискавери с московскими номерами уже пролетели по Адыгее, Камчатке, Приморью, Уссурийску,  Якутии, Байкалу и Белому морю, по Архангельску, Алтаю, Калмыкии и Сахалину.

В некоторых из них я участвовала. Эти поездки изменили картину и карту моей жизни. Здесь — рассказ о Сахалинской поездке.

 

Мы прилетели в Южно-Сахалинск утром. Машины с инструкторами встретили нас в аэропорту; в отеле споро накормили и в приказном порядке уложили спать  на час. Такой улыбкой встречают на ресепшне:

DSC07161

 

Это тайное знание, и оно помогло нам дожить до вечера: разница с Москвой составляет 7 часов. Скоро мы, свежие и выспавшиеся, уже прыгали в машины…

Screen Shot 2015-06-19 at 09.09.08

 

… а скоро и в лодки фабрики Буссе в одноименной лагуне и плыли на отмель вдаль от берега, и ели там диких устриц размером с хороший круассан каждая, гребешков (смешно, но фабричные собаки из морепродуктов признают только их), трубача и икру морского ежа. Трубача с куста рискнула попробовать только я.

IMG_5689 2

 

IMG_5715 copy

 

Это не реклама вина, лимонов или автожурналиста Алексея Барашкова, хотя мне все три объекта по сердцу, особенно в сочетании друг с другом. Просто лимон и вино – необходимые условия поедания устриц прямо на месте.

IMG_5701wb

 

Они лежат прямо под ногами, на неожиданной отмели вдали от берега:

IMG_5726 copy

 

И их тут тьмы:

IMG_5795 copy

 

Устрицу готовит для нас (ну как готовит –  подрезает ножом ножку)  сотрудник базы Бусcе:

IMG_5765 copy

 

А вот устрица уже и в моей ладони:

IMG_5726 copy 2

 

А вот пол-ежа. Самый элегантный вид подачи икры: разрезать по экватору ежа, подать живым:

IMG_5831 copy

 

IMG_5833

 

Шкурка краба, настоящий арт-объект:

DSC08548

 

При всей этой неслыханной запредельно  мишленовской роскоши на берегу все выглядит обманчиво скромно:

IMG_5853 copy

 

Рестораны и отели вообще случились в моей сахалинской поездке дважды – по прилету и перед отъездом. Все остальное время восемь новеньких лендроверов с словом Discovery на капоте (теперь уже на капоте!) гоняли по югу острова, то и дело собираясь для селфи живописными группами на какой-нибудь недоступной скале и ночуя на турбазах.

IMG_6001

 

Местные поражались московским номерам, но еще больше тому, что мы добрались до мыса Крильон – самой южной оконечности острова – на совершенно городских машинах: из спецоборудования стояла только защита картера и сноркель. И то и другое регулярно шло в ход, и я сейчас не шучу.

DSC07809

 

ВОСТОК САХАЛИНА

По Старой Японской дороге мы днем второго дня добрались до Охотского моря на востоке острова.

Screen Shot 2015-06-19 at 09.12.17

 

Иногда дорога была:

DSC07242

 

Иногда ее почти не было:

DSC07480

 

А иногда ее не было совсем:

фото А. Барашков

фото А. Барашков

 

DSC08145 copy

 

Вокруг стеной стоял субтропический лес:

DSC07493

 

Местный краевед по рации рассказывала, что в 70-х годах по этой дороге еще ходили автобусы с экскурсантами. Теперь же тут, в настоящих джунглях, пробирались только медведи – и мы:

DSC07451

 

Цель того стоила: нас ждали километры песчаных пустынных пляжей, и турбаза “Аквамарин” у прибоя на пригорке. По пляжам мы доехали до мыса Свободный.

DSC07741

 

DSC07736

 

Полюбовались на маяк Тонина, построенный японцами в 1932 году на мысе Свободный:

IMG_5896

 

С 1932 года ремонта он не видел, но идеальные пропорции и полная работоспособность девайса меня восхитили. За раздвижными дверями (внизу на фото) я приеду, только позовите, если они вам не будут нужны, слышите, Министерство обороны?

IMG_5899

 

У входа на маяк посажены в два ряда гигантские пихты, придающие маяку сходство с храмовым комплексом:

IMG_5900

 

Смотритель маяка угощал нас крабами:

IMG_5898

 

А потом самые смелые, я в том числе, вышли в море на вечерний промышленный вылов горбуши и кеты с базы «ООО Свободный 2001″.

IMG_5904 copy

 

Нашей лодкой по имени “Бурый” управлял сын владельца производства красавец как из голливудского кино, Костя Осадчий. “Как же вы без навигации справляетесь, ведь мели и течения,” – спрашивала я его замирая, а он прикладывал ладонь к груди и говорил: “У меня вся навигация вот тут.” Лодкой он и правда управлял с шести лет. Нам повезло, ветер был южный, мы вымокли до нитки, но не замерзли, и я даже ночью ходила купаться  под звездами: ночевал наш боевой отряд в соблазнительной близости от кромки океана.

Мы кормились в экспедиции с помощью пары волшебных девушек из холмского клуба “Внедорожник”, одна из них с тех пор мой друг в ФБ, Настя Апухтина.  Феи с собачкой породы йоркширский терьер, одетой в комбинезон десантника, обгоняли нас на тойоте с колесами типа Mаd Mаx, разбивали лагерь, готовили уху из всех видов рыбы и морских гадов – и в секунду накрывали стол на 20 человек:

IMG_5933 copy

 

DSC08039 copy

IMG_6285 copy

 

И да, были инструкторы. К инструкторам я приглядывалась с первой экспедиции, на Камчатке, в августе 2013 года. И поняла: герои фильма Ocean11 в промежутках между взятием банков решили отдохнуть и покататься, взяв на борт стажеров – владельцев автомобилей группы Jaguar Land Rover, журналистов, фотографов, победителей конкурса соцсетей.

Инструктор наставляет тебя за рулем, не дает тебе рухнуть с моста в овраг и застрять в песке, помогает оттащить чемодан (чемодан только девочкам, ладно), заправляет автомобиль и отвозит на сервис в случае поломки. Инструкторы –  суперслаженная команда профессионалов.  У каждого есть свое умение, например, наш второй экипаж встряхивался и приободрялся, когда машины заезжали ниже ватерлинии. Потому что наш инструктор Гарри Волчков надевал резиновые ползунки на лямках, оставшиеся у него еще с армии, и как Черномор, шел вглубь проверять дно.

DSC07835

 

А Данила Шофул из третьего экипажа всегда и лучше всех координирует работу лебедок. А Саша Портнов точно знает, когда мы начнем стенать, что устали, и объявит привал, и мы пойдем бродить вокруг машин:

DSC07954 copy 650

Гора Горбушка, Японское море

 

Благодаря инструкторам я выезжала из самых сложных грязевых ванн, ведь маршрут пролег по тайным заброшенным путям, и Сахалин представал передо мной не чередой советских пятиэтажек, а диким, великолепным, океанским, зеленым островом. Поражал субтропической душистой влажностью, от нее кожа мгновенно становится нежной, и зелеными сводами листьев, под которыми едешь как в тоннеле, и лопухами, в которые можно завернуть машину целиком.

Самое удивительное на острове – гигантские растения: борщевики, крапива и прочие травы вымахивают до трехметровой высоты. Ученые не могут объяснить феномен: стоит перенести акселерата на материк – и он тут же уменьшается до обычного. (Борщевики, кстати, – ядовитые, поэтому не пытайтесь собрать букет, к тому же после 10-часового перелета любой букет станет гербарием.)

Это я под крапивой:

DSC07447

 

Но, конечно, самое волнительное в Сахалине, как во всяком острове – береговая линия. И маяки.

IMG_6093

IMG_5991

DSC08593

DSC08403

DSC08386

 

ЗАПАД САХАЛИНА

Наутро мы промахнули остров с востока на запад и погнали вниз на юг по дороге, которую тоже построили когда-то японцы. (Сахалин до 50 параллели с 1905 года и до 1945 был японской территорией, японцы здесь жили, возвели многое, и до сих пор приезжают погрустить о родных местах.)

Screen Shot 2015-06-19 at 09.14.22

 

Когда лендроверы выбрались после Невельска на дикие пляжи южной оконечности острова и стройной когортой помчались по ним, нехоженным, впору было включать “Валькирий”. (Кроме Марлона Брандо и Индокитая в фильме “Апокалипсис now”, там приходят на ум пейзажи Японии, Ирландии, Шотландии, даже тихоокеанский берег Перу.)

DSC07922

 

Инструкторы и автожурналисты, объездившие весь мир в составе тест-драйвов и внедорожных экспедиций, эти люди, которых нечем удивить, которые налётывают платиновую карту любой авиакомпании в первый месяц года, они все единодушно вспоминали самые дикие и великолепные места земли, которые им напоминал Сахалин.)

DSC07946

 

Над прохладным океаном в влажном воздухе всегда собираются туманы, и любая гора или корабль будто висят в воздухе, как волшебный замок из мультика Миядзаки. Ниже – корабль «Луга» типа Хог Айлендер, давно там лежит: в  октябре 1947 г. его буксировали во Владивосток, и дальше хотели на капитальный ремонт в Шанхай. «Луга» попала в тайфун у пролива Лаперуза, и ее выбросило на полуостров Крильон между мысами Майделя и Замирайлова Голова. Повреждения были настолько велики, что ремонт «Луги» был бессмыслен, и ее оставили на отмели. «Лугу» иногда называют «либерти», но на самом деле это не имя собственное, а тип кораблей, предшествоваший типу «хог айлендерам».  «Хогайлендеры» строили в 1918-1921 в Филадельфии, всего их было 122, и почти все они были сухогрузами. В  Первой мировой ни один хог не пострадал, но половина их погибла во Второй мировой войне. «Луга», один из «хогайлендеров», нам досталась по лендлизу.

DSC08312

 

DSC08303

 

DSC08314

 

Мы добрались сквозь десятки километров пляжа до мыса Кузнецова. Там нас ждал обед и отдых:

IMG_5949 copy

 

И еще один маяк. Был он небольшим, уже полуразрушенным, но его украшала романтическая история о том, как здесь жили двумя домами молодой лейтенант с женой – и одинокий смотритель маяка.

IMG_5995 copy

 

Остатки разрушенного лейтенантского дома темнели на дальнем мысу, на фото внизу он слева в дымке, но я пошла туда:

IMG_5994 copy

 

Шла через седловину, проваливалась в травы по пояс, и конечно же, тут мой фотоаппарат и сел. Я все равно дошла. Красота была там невероятная, пустынная, величественнная картина открылась мне от дома лейтенанта. Я увидела, обернувшись, глазами лейтенантской жены красные скалы с высоченными борщевиками, сивучей на островке внизу, а наверху за седловиной, которую я только что одолела – маяк. И подумала, что вижу самый правильный фон для  роковой драмы и страстной любви. Трудно представить себе более романтическое и драматическое место.

На мысу, куда я продиралась сквозь гигантские цветы и папоротники, на краю высоченной скалы, меня нашел инструктор Сергей Жигало: он просто взъехал туда, куда и пройти-то было страшно.

А к сивучам позже нас свозил сотрудник турбазы “Кордон”. Ближе можно подплывать только с наветренной стороны, потому что сивучи ароматны, ох:

IMG_5968 copy

 

Турбаза «Кордон», где мы ночевали – это несколько домов, церковь на косогоре, из связи – наземный телефон-автомат. В клетке – медведь, но фото нет, потому что я против медведей в клетках, пусть сотрудники, три женщины, и говорили, что нашли его маленьким, обогрели-накормили, а теперь он вымахал , а что с ним делать – неясно.

IMG_6027 copy

 

 

И двухместные номера в очень экстравагантном интерьере:

 

Украшение базы – скульптура двух молодых людей, народ в округе считает их Высоцким и Влади:

DSC08008

 

Оттуда же, с базы “Кордон”, утром мы погнали своих коней дальше, к мысу Крильон, самой южной оконечности. И конечно,  там тоже был маяк, построенный в 1894 году, и японские военные укрепления неподалеку:

DSC08386

 

Но главное – там был легендарный пролив Лаперуза. Не верьте песне: бросать камушки с крутого бережка там можно разве что катапультой, потому что пляжи сплошь песчаные и очень широкие, а бережок аккурат за ними, позади.

Это и есть он, мыс Крильон, за которым против Лаперуза,  а всего в 40 километрах – Япония, Хоккайдо.

DSC08476

 

Я сделала предыдущую картинку отсюда: с японских военных укреплений, они все до сих пор в отличном состоянии, вот фрагмент:

DSC08495

 

DSC08516

 

Маяк, немного фото:

 

DSC08447

 

DSC08397

 

Возвращаясь в Южно-Сахалинск, мы серьезно застряли в пляжных песках, внезапно ставших влажными и зыбучими из-за вечера и дождя.

Screen Shot 2015-06-19 at 09.17.43

 

Когда поездка становится не «как кемел-трофи», а настоящим кемел-трофи, инструкторы начинают «ручную доводку». Первый раз я увидела это на Камчатке, когда нас спускали вручную по Радужному ручью, полному валунов размером с полмашины каждый. Инструктор стоит на трассе лицом к водителю и знаками приглашает подъехать ближе, показывает ладонями угол поворота, когда осторожнее, когда стоп. Это ювелирная работа, движение идет в час по чайной ложке, но по-другому нельзя, иначе машина ляжет на брюхо или перевернется, и вытаскивать ее будет гораздо труднее.

Стволы деревьев достойны стать артобъектами не последних галерей мира:

IMG_6093

 

 

DSC08198

 

 

DSC08010

 

DSC08022

Синяя глина не смылась даже морским прибоем

 

DSC07914

 

Пока тянули лебедку и пытались понять, за что бы ее зацепить, я фотографировала многометровые ленты водорослей на пустом до горизонта пляже и прикидывала, как спать в багажниках, кого посылать пешком за бензином и как поменять билеты на самолет, ведь мы точно опоздаем, а связи не было. Из таких делают морскую капусту, именно из таких, с одой стороны волнистых, с другой – ровных как сабля.

 

И конечно, любовалась преодолением препятствий нашими машинами.

Screen Shot 2015-06-18 at 23.06.36

фото А. Барашков

 

Лайфхак такой: реку надо пересекать максимально близко к устью, там мельче и ровнее. А иногда надо и в море заехать (по ссылке мое видео).

Мы замечательно добрались, ужин в японском ресторане отеля «Санта Ризот» нас ждал, несмотря на полночь, и было нам счастье. На рассвете я еще успела взять такси и съездить в поселок Сокол в получасе от Южно-Сахалинска, увидеть там на постаменте самолет времен второй мировой войны и нарвать охапку душистых трав для мамы. В поселке было тихо, из тумана выступали абрисы невысоких японских домов. Мама жила в одном из них до своих 13 лет, и я наконец-то побывала на семейной малой родине.

DSC07011 copy

 

Увидела те самые сопки, о которых мама всегда рассказывает:

DSC07074 copy

 

Выслушала от водителя такси сетования на современное строительство по сравнению с тем, как делали каменную кладку японцы: «Вот, посмотрите, каждый кирпичик к кирпичику, отверстия для проветривания чердака, все продумано, все вертикали до сих пор стоят, представляете?» Вертикали и правда стояли, но все остальное пришло в ужасное запустение. «Елка стояла у нас вот в таком эркере,» – показала мама на эти окошки, когда я принесла ей пачку фотографий:

DSC07048 copy

 

Нарвала диких лилий-саранок, лопухов и другой луговой травы, но до Москвы они не очень-то доехали: высохли в самолете за 10 часов:

DSC07076 copy

 

Зато я успела их снять на подоконнике в отеле утром:

DSC07148 copy

 

и возле самолета Даша Головина успела снять всю охапку и  меня:

IMG_8792

 

Сахалин оказался совсем другим, чем представлялся: зеленым, теплым и океанским, и я полюбила его всей душой. На память об экспедиции у меня остался маленький золотой кулон в форме острова, его мне подарила экспедиция в день рождения. Он похож на рыбку.

 


 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Сахалин – один из самых богатых регионов страны по уровню дохода на душу населения, и цены здесь вполне столичные на все, кроме морепродуктов.

Японское название Южно-Сахалинска – Тойохара.

 

Отели:

«Санта Ризот», Венская ул., 3, Южно-Сахалинск, Сахалинская область; +7424 2505 150

и «Мега Палас», ул. Детская, 4, Южно-Сахалинск, Сахалинская область; +7424 2450 450

На восточном побережье: база “Аквамарин”, пос. Лесное, Сахалин. Сахалинская область; +7914 7582 912, +7914 7577 421.

На западном побережье, мыс Кузнецова: база “Кордон”, +7424 2292 092; +7914 7592 092, расположена в Невельском районе на юго-западном побережье полуострова Крильон, в 130 км. к северу от Южно-Сахалинска. 

 

Рестораны:

“Черная кошка”, Чехова 43а, Южно-Сахалинск, +7424 2425 263, лучшее блюдо – синекорый палтус, филе на углях в фольге. С гребешками/крабами обходятся там, как мы с говядиной — заливают соусом и запекают в горшочке, поэтому  тонкие оттенки вкуса не очень-то просматриваются.

Достопримечательности:

Краеведческий музей в Южно-Сахалинске, Коммунистический проспект, 29, Южно-Сахалинск, +7424 2727 555, вход – 70 руб.

Музей заслуживает внимания хотя бы из-за того, что на его сайте написано: «После подписания Портсмутского мирного договора, завершившего русско-японскую войну 1904−1905 годов, Россия уступила Японии юг Сахалина, и музейная деятельность стала вестись на обеих частях острова. В административном центре г. Тойохара (прежнее название Южно-Сахалинска) для демонстрации коллекций по естественной истории острова японские власти построили новое здание музея в 1937 году на пожертвования населения. Здание музея губернаторства Карафуто выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» – «императорской короны».

Я безжалостно собрала тут в двух галереях картинки из музея, но смотреть их необязательно.

 

Рыболовное хозяйство «ООО Свободное-2001»  Сахалинская область, Корсаковский район, с Охотское, Мыс Свободный, тел +7424 2559 861; 494 258.

Фабрика по выращиванию гребешка “Буссе” в заливе Буссе;

Японский маяк Тонина на мысе Свободный;

Маяк на мысе Кузнецова;

Маяк и укрепрайоны на мысе Крильон.

Что привезти: морепродукты. Мороженых гребешков, крабов и стейки синекорого палтуса – он, на мой взгляд самое вкусное из перечисленного – нужно везти в термопакетах (которые продают здесь же, за 300 руб.). В банках с икрой обращайте внимание на дату изготовления: прошлогодняя стоит дешевле.

Организаторы поездок:

Главный: Jaguar Land Rover – Бизнес Центр Sky Point, Международное шоссе, д.28Б, стр.2, Москва, 8800 2008 081. Об экспедициях здесь (в экспедицию Discover Russia на Сахалин я была приглашена компанией Jaguar-Landrover как журналист и фотограф, а также как гордый владелец автомобиля Jaguar XF).

На Сахалине: Клуб “Внедорожник” г. Холмскблог Насти Апухтиной , +7914 7473 548.

 

 

Комментарии
2
Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.
  • июня 20, 2015 20:49

    Нелли, спасибо огромное за шикарную и невероятно интересную статью, теплые слова, шикарные фотографии. Я даже не знаю что еще написать, мысли разбегаются. Живу в 200 км от мыса Крильон, но попасть туда не часто получается, то одно то другое…. Но после статьи хочу отменить все дела и планы и рвануть на один из самых красивых мысов, на Крильон. Хочу устриц, хочу на рыбалку… Читать работы от твоей огромной души не передаваемое удовольствие.

    1
  • Travel Insider
    Travel Insider
    июня 27, 2015 16:17

    Настя, это тебе спасибо!! поездка была именно что шикарной и интересной, и если у меня получилось ее описать хоть чуть чуть, я очень рада!

    0
Вернуться наверх

Забыли пароль?