Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

Сказочная Шангри-Ла существует!

Сказочная Шангри-Ла существует!
4 дней
1 остановок
Экскурсия из Лицзяна в мини-Лхассу, буддистский монастырь Суньцзаньлинь
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    181
  • средняя Длительность, дней
    4
  • остановок
    1
  • Мест к посещению
    1
Время в пути
Часы
  • Автомобиль
    3ч.22мин.

В 1937 году Голливуд выпустил фильм «Потерянный горизонт» о загадочной Шангри-Ла. Режиссер Фрэнк Капра, конечно, подыграл модным разговорам о непознанных землях. В фильме была рассказана фантастическая история о земле Санникова, крае вечной молодости, о буддистском монастыре Шангри-Ла, куда попасть могут только посвященные. (Интерьеры самолета, который пытался одолеть грозу в горах, поражают сегодняшнее воображение больше, чем любая Шангри-Ла: как можно было с таким гостиным гарнитуром и занавесками на борту вообще пытаться взлететь?)

Screen Shot 2018-04-03 at 09.58.31

В 1942 году фильм был перевыпущен в купированном виде, чтобы уменьшить симпатии к Китаю, с которым у США отношения становились все сложнее; потом и вовсе был смыт; не так давно Коламбия Пикчерз предприняла героические усилия и восстановила 137 минут фильма, а недостававшие 7 заменила фотографиями.

Мы с мужем Костей фильм видели. И также, как весь мир, знали, что Шангри-Ла – вымысел автора романа, по которому снято кино, Джеймса Хилтона.

Но в 2001 году один чиновник районного значения уверил мировое сообщество, что реальная Шангри-Ла есть, и это его родной  город Чжундянь. Разгорелся небольшой спор с соседней провинцией Сычуань (помните «Добрый человек из Сезуана?» это о ней), но в конце концов Сычуань сосредоточилась на пандах.

Я уже писала, что мы начали свое Первое Большое Китайское путешествие с города Лицзян. Оттуда мы на третий день на машине с гидом двинулись в Шангри-Лу.

IMG_3801-103

Если бы мы собрались туда еще в 2014, дорога была бы втрое длиннее. Китайцы проложили хайвей с туннелями и подъемами; мы нечувствительно преодолели перевал в 4000 м и начали спускаться в долину:

IMG_3805-106

Гид рассказал, что в 4 км от Шангри-Лы есть важный для буддизма монастырь Суньцзаньлинь, самый большой в провинции.

IMG_3811-108

Повсюду замелькали символы буддизма – многочисленные разноцветные флажки, похожие на радостные новогодние украшения, и новые, и выгоревшие на солнце. Попадались ступы, большие и совсем символические:

IMG_3833-117

IMG_3865-127

Встречались и языческие знаки, но в Китае население в целом не религиозное и может одинаково благосклонно относиться ко многим конфессиям:

IMG_3846-121

Иногда мы видели довольно большие для скромных деревень дома. «Тибетцы их всегда делают большими,» – объяснил гид Томас. Он по национальности был наши/naxi:

IMG_3836-118

И вот мы добрались до сказки. Шангри-Ла не показалась нам с первого взгляда краем вечной нирваны. Старый город несколько лет назад сгорел, и мы поехали к парку:

IMG_3842-119

Там-то мы и увидели монастырь. Он занимает больше 33 гектаров, вход в него возможен через пять ворот:

IMG_3867-128

Озеро и окрестности были пустынны. К нам вышли поздороваться местные утки:

IMG_3900-136

Они сделали парадный разворот на фоне монастыря для фото и тоже исчезли:

IMG_3913-146

В озеро вдавались мостки. В стратегически идеальной точке снималась группа китайских подростков:

IMG_3921-149

Мы ждали, когда локейшн освободится, но подростки все проверяли, как у них вышло:

IMG_3929-154

Тогда Костя отколол свой любимый номер и лег на доски. Мальчишки быстро ушли, оборачиваясь и делая селфи на фоне «заросшего шерстью» (так китайцы с незапамятных времен называют русских):

IMG_3925-152

После этого мы повели себя как подростки и исполнили ритуал «снимись на фоне», потому что по опыту знали: как только уедем, начнем жалеть, что не сделали этого.

IMG_3943-158

Костя привычно хотел окунуться, но табличка запрещала это делать. Мы робели, но оттягивать дальше встречу с целью поездки было невозможно. И мы поехали в монастырь.

IMG_3961-163

У подножья монастыря продавались билеты на вход, парковались машины:

IMG_3962-164

Монастырь строился с 1679 по 1681 годы, по указке 5-го Ламы, которому было откровение.

Ступени к монастырю круты, но позади есть пологий подъезд на автомобиле

Ступени к монастырю круты, но позади есть пологий подъезд на автомобиле

В 1724 году монастырь был переименован в Гуйхуа, теперь у него два имени. «Не всегда, не всегда эти благословенные птицы кружат над монастырем, это вам весть и знак,» – сообщил гид. Я помахала птицам.

Над монастырем кружили стаи священных птиц, черных воронов.

Над монастырем кружили стаи священных черных воронов.

К дверям монастыря от билетной кассы вел крутейший подъем. Я охнула, но пошла.

С религией у наши/naxi, здешнего малого народа, складывалось по-особому. Пожалуй, начну тут цитировать любимого автора, пока поднимаюсь по лестнице.

Петр Гуляр/Гулларт писал о провинции Юннань в 40-х годах 20 века:

«Обращение в христианство наси, в числе прочих религий исповедовавших ламаизм, не удалось по той же причине, по которой провалилась христианизация тибетцев. Если хорошо подумать, причина неудачи миссионеров, несших Евангелие в Тибет как с Запада, так и с Востока, становится вполне очевидной. Тибетская церковь по уровню своей организованности и мощи ничуть не уступает католической. В ее основе лежат доктрины буддизма — великой религии с развитой традицией философской мысли.

К монастырю вел крутой подъем по ступеням. Город вокруг строился на подпорных стенах.

К монастырю вел крутой подъем по ступеням. Город вокруг строился на подпорных стенах.

Церковью руководят ламы, во главе которых стоит далай-лама — в отличие от папы римского, он является и духовным, и светским лидером страны. На Западе словом «лама» называют всех тибетских монахов без разбора. В Тибете и среди наси это слово используют как почетный титул при обращении к священникам, но в действительности, чтобы стать ламой, обыкновенному монаху (его называют трапа) требуется проявить немалое усердие, приобрести богатые познания и потратить по меньшей мере полжизни, и это при наличии соответствующих способностей. Таким образом, все истинные ламы — высокообразованные люди, обладающие глубоким знанием буддийской философии и теологии.

Деревянная резьба украшает жилые дома монахов

Деревянная резьба украшает жилые дома монахов

О степени их святости можно спорить, однако в проницательности им не откажешь, и, как правило, все они — отличные администраторы и организаторы. Если сравнивать их со священнослужителями на Западе, то ламы низшего ранга примерно соответствуют дьяконам и архидьяконам, а высших рангов — епископам, архиепископам, патриархам и кардиналам.

Вокруг что-то строится, и вообще, монастырское подворье не похоже на туристский аттракцион

Вокруг что-то строится, и вообще, монастырское подворье не похоже на туристский аттракцион

IMG_3976

Некоторые из них являются «перерожденцами», или живыми буддами (тулку или хутухту), — не каждый лама считается перерожденцем, но каждый, кого таковым признают, становится ламой, и церковь обеспечивает его образованием и подготовкой, подобающей этому званию.

о том, что туристам все же разрешено тут быть, намекает только указатель в конце подъема

О том, что туристам все же разрешено тут быть, намекает только указатель в конце подъема

В каждом достойном внимания ламаистском монастыре имеется как минимум несколько настоящих лам, которые руководят им, обеспечивают ему престиж и обучают новичков, отдельные из которых впоследствии могут отправиться на обучение в знаменитые семинарии поблизости от Лхасы, где у них будет шанс сдать экзамены и получить титул ламы.

Я поднялась наверх, и очень горда

Пятиэтажное здание в тибетском стиле – основной зал монастыря. Я поднялась наверх, и очень горда

Так выглядел противник, с которым пришлось иметь дело миссионерам. Объявить народу, что статуи Будды и святых в монастырях суть идолы, а ламы насаждают предрассудки и ведут людей прямой дорогой к вечной погибели в геенне огненной, было просто; куда труднее было доказать, что это действительно так.

В монастыре три входа в три огромнных зала, это левый

Вход в левый зал монастыря

Миссионеры, направлявшиеся к тибетской границе, чтобы указать невежественным «дикарям» путь к спасению души, были, за редкими исключениями, людьми довольно наивными. Все они заявляли, что «призваны святым духом», однако не обладали ни должным уровнем образования, ни знаниями, пригодными для реализации их планов; в большинстве своем это были представители плохо образованной прослойки европейского населения.

16 цветных картин на стенах написаны во время Пятого далай-ламы

16 цветных картин на стенах написаны во время Пятого далай-ламы

IMG_4001

Внутри левого зала

Есть и золотые статуи

Не зная толком даже своего родного языка, они сталкивались с огромными трудностями в изучении тибетского или местных диалектов и редко овладевали ими на уровне, который позволил бы им читать внятные, связные проповеди. Они — вероятно, подсознательно — всеми силами стремились утвердить свое превосходство над окружающими, что в тибетском приграничье вызывает всеобщее отторжение.

В левом приделе монастыря

Главные сокровища монастыря – 8 позолоченных будд Шакьямуни

Обустраивались они с комфортом, в европейском стиле, и выходили из дому только изредка, чтобы раздать брошюры и пообщаться с людьми. На обеды они звали местную знать, а простой народ мог любоваться их праздниками лишь из-за забора. Жители приграничных областей шутили, что миссионеры забронировали для себя рай первого класса, а язычникам обещают в лучшем случае третий.

Печки – для чайника и для тепла

Печки – для чайника и для тепла

Теологические споры между ламами и миссионерами служили только укреплению престижа лам, поскольку те были лучше осведомлены о теологических и метафизических аспектах обеих религий. Нужно также признать, что церковь Тибета относилась к обращению своих адептов в христианство не лучше, чем римско-католическая церковь — к попыткам протестантских миссионеров в Испании и Колумбии переманить на свою сторону тамошних католиков.

Три главных здания монастыря разделены проходами

Три главных здания монастыря разделены проходами

Центральное помещение монастыря

Центральный зал освещен, здесь может медитировать до 1600 монахов одновременно

Тибетец, принявший христианство, немедленно превращался в изгоя; его прогоняли из дома, и сама его жизнь подвергалась опасности. Единственными жителями Тибета, не боявшимися обращения в христианство, были внебрачные дети, родившиеся от связей тибеток с китайцами, — не нужные ни той ни другой стороне, они прибивались к миссиям, где в итоге и вырастали.

Центральный алтарь полон приношений

Центральный алтарь полон приношений, но народу никого

Наси воспринимали возможность перехода в христианство несколько иначе. Они во многом походили на китайцев, которые в целом не отличаются особой религиозностью в западном значении этого слова. Китайцы одновременно и вполне искренне исповедуют буддизм, даосизм, культ предков (конфуцианство) и анимизм — и, если потребуется, примут и христианство. Подобным же образом наси приняли ламаизм (тантрический буддизм), буддизм Махаяны, даосизм и конфуцианство в дополнение к своим древним религиям — анимизму и шаманизму.

Мне очень повезло: я оказалась в монастыре, когда все монахи были на месте и молились

Мне очень повезло: я оказалась в монастыре, когда все монахи были на месте и молились. Уже через 20 минут они разбежались.

Это была, можно сказать, «сборная» вера, в которой каждая религия использовалась для тех или иных конкретных нужд. Буддизм был хорош для похорон и молитв за упокой мертвых. Даосизм удовлетворял мистические и эстетические потребности. Культ предков был необходим живым для ощущения своей неразрывной связи с усопшими. Анимизм отдавал должное существованию неведомых сил и сущностей, скрытых в природе, и подсказывал, как с ними обращаться. Шаманизм был незаменим, когда живым или мертвым требовалась защита от злых духов. Помимо этих верований, наси исповедовали унаследованную ими от предков глубоко укорененную и в высшей степени практичную жизненную философию эпикурейского толка. Согласно этой философии, земное существование есть хоть и временная, однако весьма важная и существенная часть бытия.

Можно повязать белую ленту и попросить о важном

Можно повязать белую ленту и попросить о важном

Жизнь не отличается совершенством и полна печалей, но тем не менее хороша; и пока она длилась, каждый наси считал своим священным долгом проживать ее с полной отдачей. Хотя традиция и священные тексты утверждали, что в загробной жизни верующих ожидают блаженство и покой, наси питали на этот счет определенные сомнения, да и те немногие духи, которым удавалось на краткий миг вернуться в царство живых посредством медиумов, давали о ней слишком обрывочные сведения. Поэтому наси предпочитали не полагаться на обещанные в отдаленном будущем райские кущи, а в полной мере радоваться земной жизни.

Счастье, к которому должен был стремиться каждый наси, состояло в обладании множеством плодородных полей и фруктовых садов, скота и лошадей, просторным домом, красивой женой, большим количеством детей, как мальчиков, так и девочек, полными амбарами зерна, запасами ячьего масла и другого продовольствия, десятками кувшинов вина, изрядной половой силой и хорошим здоровьем — а также в непрерывных пикниках и танцах с добрыми друзьями на усыпанных цветами горных лугах.

https://www.flickr.com/photos/stephanschwaabe/4478710855/

Монастырь Суньцзаньлинь, Photo Stephan Schwaabe

Не следует забывать, что наси были простым народом, так что перечисленные пасторальные радости полностью удовлетворяли все их стремления и амбиции. Если рассматривать их жизнь с этой точки зрения, нельзя не признать, что они успешно достигали тех жизненных целей, которые очерчивала перед ними их философская система. На сотни километров вокруг не было другого настолько же процветающего и приятного для жизни места, как Лицзянская долина, — да и места, где люди больше радовались бы жизни. Что могли дать им миссионеры секты, которой удалось закрепиться в Лицзяне? Они настаивали на отказе от всего, что близко и дорого сердцу наси, — вино и табак были запрещены, равно как и танцы и флирт с красивыми девушками на нескончаемых пикниках. Запрещались медиумические сеансы и общение с духами близких, всегда готовыми прийти на помощь. Культ предков порицался, любые сношения с красивейшими монастырями и храмами следовало прервать. «Что же нам тогда останется?» — спрашивали себя наси. Это не жизнь, а смерть при жизни, — заключали эти веселые, жизнелюбивые люди. В конечном итоге никто из них так и не обратился в христианство.» (конец цитаты)

***

Пребывание внутри святых мест бывает очень разным по тональности. Мне в монастыре было весело и легко. Может быть, это оттого, что я увидела очень, очень много монахов в карминно-красных тогах, в свете, узкими полосами падавшем на их ряды – и обрадовалась, потому что это были в большинстве своем дети лет 12-14, и им было там хорошо. Были, понятно, и взрослые, и древние. Самые заслуженные сидели совсем близко к центру событий, а молодежь обреталась у дверей. Они не были смущены, или запуганы, или притворно серьезны. Они занимались делом, но при этом поднимали глаза на чужаков, улыбались, наблюдали за нами. Они были сплошь красивыми стройными подростками в новеньких кроссовках.

Мой телефон сообщил, что он вот-вот выключится, как только я зашла к ним. Последнее фото, которое он сделал, было вот это: монахи разбегались после медитации:

IMG_4011-1

***

Сразу позади монастыря нас ждал наш автомобиль. Если бы я знала, что наверх есть такой простой путь – на колесах – нипочем бы мне не совершить подвиг подъема по крутой лестнице.

***

В этом посте адрес лучшего ресторана с ячьим меню в сказочной Шангри-Ле будет представлен картинкой.

IMG_4012

Прошу вас, покажите его водителю, и пусть он вас туда отвезет, и пусть вас не смутит спартанская обстановка:

Лучший ресторан с меню из ячьего мяса

Лучший ресторан с меню из ячьего мяса

Петр Гуляр/Гулларт писал о яках нелицеприятные вещи, так что не терзайтесь совестью, заказывая томленую ячью лопатку: «Перевозить товар на яках было опаснее, чем на мулах или лошадях, так что купцы по мере сил старались не пользоваться этими животными для транспортировки хрупкого товара. Хотя мне приходилось слышать о «караванах яков», сам я с таким определением согласиться не могу. С моей точки зрения, караван — это организованная колонна груженых животных или автомобилей. Именно так выглядели караваны лошадей и мулов, прибывавшие в Лицзян. Но в движении яков никакой организации не наблюдалось, и колонной они никогда не ходили. Яки — не что иное, как примитивная и глупая разновидность коровы, и ведут они себя в точности как коровы, передвигаясь хаотичным, рассеянным стадом. Они то замедляются, то бросаются вперед, толкаясь и давя друг друга. Им, похоже, все равно, куда и как идти — нередко они пытаются протиснуться между двумя скалами или деревьями, несмотря на то, что препятствие можно было бы легко обойти. Помню, один мой друг как-то раз лишился ценной чугунной посуды, которую везли по его заказу из Индии. Не доходя до Дацзяньлу, як, нагруженный этой поклажей, решил пролезть между двух камней. Он ринулся в проход с такой резвостью, решимостью и силой, что от посуды остались только обломки железа, крышки да подставки. Яки — вовсе не мирные животные, как можно было бы предположить. Они подозрительны и свирепы и часто нападают на лошадей или незнакомцев. Мне не раз случалось спасаться бегством, неожиданно наткнувшись на стадо яков. Кроме того, яки не переносят теплого климата, так что работать на высотах ниже 3000 метров над уровнем моря они не могут вовсе, а лучше всего они чувствуют себя, когда пасутся на горных лугах на высоте от 3500 метров и выше.»

 

Оман неопытной души

10 причин поехать в Оман этой осенью

Travelinsider image

Пять вкусов Южной Кореи

Популярный видеоблогер, дипломированный тренер и диетолог, основатель курса «Похудей за 12 недель», эксперт в…
6 дней, 2 остановок
Travelinsider image

Великая китайская стена

В отеле последнего города в Первом Китайском путешествии нас все время преследовало счастье полного…
3 дней, 1 остановок
Travelinsider image

Бодрум: неизведанная Турция

Эта статья была написана на первое открытие отеля Amanruya для журнала CNTraveller, и не…
2 дней, 2 остановок
Комментарии
0

Вернуться наверх

Забыли пароль?