Путешествие мечты: на поезде Rovos Rail по Южной Африке

26 апреля 2019

Неутомимый путешественник Владимир Пожидаев aka Дядя Вова (тот самый Your Travel Expert, кто делает самые фантастические фото во время путешествий) проехал на поезде Pride of Africa из Претории в Кейптаун, по диагонали через всю Южную Африку. Ниже его заметки – как это было.

***

Владимир Пожидаев сейчас здесь: Rovos Rail. Город Претория, ЮАР

Какие картины рисует ваше воображение, при упоминании о путешествии на поезде по Африке?

Вот-вот, у меня такие же были фантазии. Сегодня я вас с головой окуну в моё приключение (а это приключение!) на поезде Pride of Africa/«Гордость Африки», который считается одним из самых роскошных поездов в мире от частной железнодорожной компании Rovos Rail, чья маршрутная сеть простирается на половину континента от Кейптауна до Дар-эс-Салама — столицы Танзании. Я же по заданию редакции за три дня я проехал по маршруту из Претории в Кейптаун, по диагонали через всю Южную Африку.

Устраивайтесь поудобнее. Начинаем!


Важно отметить, что поезда Rovos Rail являют собой восстановленную атмосферу романтичной эпохи 20 века британского короля Эдуарда. Здесь нет не только телевизоров, радио, вай-фая и никогда не будет, здесь настоятельно просят не использовать прилюдно телефоны и лэптопы, кроме как в вашем купе-сьюте, дабы на все 100% придерживаться концепции ретро-путешествия.

Но у д.Вовы был ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ. Мне было позволено аккуратно, со всеми реверансами, запечатлеть то, что до сих пор ни единому человеку не удавалось за все время существования компании «Ровос Рейл».

Итак, мы начинаем с прибытия на частную железнодорожную станцию откуда отходят только Rovos-поезда и ожидаем посадки на поезд в совершенно очаровательном лаунже, где уже кружат закусками и напитками, предлагают посетить музей, сувенирную лавочку, а так же мастерские, где рождаются те самые знаменитые вагоны (..)

На самом деле, живой паровоз с настоящим паром, дымом и голосистым гудком, тянет состав Rovos Rail только в начале пути. Затем через несколько часов его меняют на современный электровоз или дизельный локомотив в зависимости от участка.

Зато все до единого вагоны поезда винтажные (!) 1911-1956 годов. Конечно, они идеально перекроены и отреставрированы.

Красивые пейзажи, медленно проплывающие за окном, и уютный стук колес, безусловно, создают особую атмосферу, которая есть только в поездах, даже если это плацкарт между Питером и Москвой, на котором мы гоняли в студенчестве.

А если это поезд между Преторией и Кейптауном, пейзажи за окном 100% южноафриканские, а атмосфера воплощает весь дух и характер аристократичных путешествий по железной дороге начала 20-го века в начале 21-го? Смотрите далее, вы упадёте:

Слышал в ретропоезде на маршруте Лондон —> Венеция, дУша в купе нет, так что пассажирам приходится ходить в специальный вагон-душевую. Для д.Вовы это слишком высокая плата за историческую правду.

В моём антикварном купе есть бесшумный кондиционер с индивидуальным контролем и собственный санузел с раковиной и горячим душем с хорошим напором воды, а в некоторых купе, где спальня и гостиная, так и вовсе — ванна. И это помимо медной таблички с моим именем на двери моего даже не купе, а сьюта!

С душем и горшком в купе, я на поездах ещё не ездил. Так можно и пару недель, а не пару суток. К тому же путешествие дополняют отменная кухня и лучшие вина Южной Африки. Льётся 24 часа. Все включено, даже чистка и глажка одежды и обуви. Экскурсии тоже.

Ужин в вагоне-ресторане Rovos Rail. Дресс-код формальный (…) Это не значит абы как, это значит женщины в вечерних платьях в пол, а мужчины в пиджаках и в галстуках.

Ужинать в вагонах-ресторанах и орудовать ножом и вилкой я был приучен с дошкольного возраста — приучили родители-путешественники, такие же непоседы тогда, как я сейчас. Только они путешествовали с тремя детьми, т т т, и те дети кривили рот, если обед накрывали в купе.

Запах того ресторана на колёсах я помню и ныне — пахло нагретым углём, деревом, кожей, мельхиоровыми приборами, чёрной икрой и водкой. Здесь совсем не так.

Любителям разглядывать детали застолья, посвящается. Я и сам большой любитель. Угадаете, где страус?

Доброе утро, Африка!

Последний вагон состава Pride оf Africa представляет собой открытую террасу и называется observation car. Едешь — и у тебя позади остается целая Африка. Милое дело здесь выпить эспрессо после завтрака и накатить перед обедом.

Наша «Гордость Африки» состоит из 19 вагонов и вмещает около 70 пассажиров в купе трех классов:

  • Pullman Suite (7 кв.м.)
  • Deluxe Suite, как у меня (10 кв.м.)
  • Royal Suite (16 кв.м.) с гостиной и настоящей ванной

 

Помимо вагонов для пассажиров, есть вагоны для персонала и технических служб (вы же помните, здесь чистят и гладят одежду!), два вагона-ресторана, отдельный вагон, где размещается кухня, два вагона-лаунжа и вагон-бар с открытой террасой в конце состава.

В моем вагоне три купе. Мои соседи по вагону — ещё 4 человека. В начале и в конце каждого вагона есть такие таблички, мимо своего не пройдёшь. У каждого купе — своё название и на двери тоже табличка с именами пассажиров, опять же не заблудитесь — взад-вперёд, взад-вперёд.

Я уже не раз и не два упоминал, что ретро-поезда компании Rovos Rail концептуально воссоздают атмосферу железнодорожных путешествий прежнего времени и выполнены в стиле 1930-х годов с соответствующей роскошью и элегантностью.

Традиции в поезде на всём пути следования тоже соответствующие. Например, послеобеденный чай, который пьют в вагоне-салоне за невысокими столиками, ‘удобно’ расположившись на мягкой мебели, ни на секунду не забывая, что осанка за столом, даже за чайным — первый индикатор класса.

Я не понимаю, как это, чтобы удобно и с правильной осанкой, к тому же я предпочитаю наливать сначала молоко, а потом чай, а не наоборот, как следовало бы. Зато в ручку чашки я не просовываю указательный палец — считается, что это признак практичности, которая граничит с вульгарностью, а держа чашку, мизинец по-идиотски не отставляю, что 100% признак ложных манер. Наслаждайтесь!

Рассвет где-то в Южной Африке фейерверком вам в ленту!

Ещё одно задание от редакции в Rovos Rail на утро! Эх, здесь помощники мне не нужны. Пожалуй, под бойкий перестук колёс я сам с такой работой справлюсь.

Владимир Пожидаев сейчас здесь: The Big Hole. Город Кимберли, ЮАР

А с платформы говорят: вы прибыли в город Кимберли! Big Hole/«Большая Дыра», она и в Африке дыра, причём ооооочень большая. Мы идём с вами смотреть на крупнейший карьер по добыче алмазов вырытый людьми без применения техники, руками и кирками. Вы упадёте! надеюсь не в дыру!

Позволю себе чуть подробнее остановиться на экскурсиях во время пути через всю Южную Африку на поезде Rovos Rail, ведь они тоже включены в стоимость маршрута, да и посмотреть, не только через окно, внутри страны есть на что.

Итак, состав прибывает на станцию, пассажиры сходят с поезда, самопроизвольно делятся на мини-группы человек по 8-10 и далее их организовано, на микроавтобусах доставляют до места значимого события.

На всём пути пассажиров сопровождает местный гид. Что правда, то правда, те гиды говорят только на английском и вот таком ‘замечательном’ (смотрите кино со звуком!). А ещё за нами повсюду следуют наши же зайчики-одуванчики, хорошо знакомые по завтракам-обедам-ужинам официанты, вместе с ящиком любимых пассажирами напитков. Не забывайте, здесь «Все Включено»!

Но ещё больше мне нравится встреча, как родных после (…)

Дамы и Господа, перед вами Кимберлитовая Трубка!

Название с которым я был знаком с детства по мотивам игры «Что? Где? Когда?» — остаток очень древнего вулканизма полный алмазов! Уж очень волнующим было название для детского уха. В тот же вечер я нашёл эту «трубку» среди апартеида в ЮАР на политической карте мира 1985 года выпуска в масштабах один к ста тыщам мульёнов.

Пусть Big Hole/«Большая Дыра» уже недействующий алмазный рудник, но это крупнейший карьер, вырытый людьми без применения техники. Дно дыры в земле шириной полкилометра и глубиной 240 метров сейчас заполняет на 40 метров красивого цвета вода.

Начиная с 1866 по 1914 год около 50 тысяч старателей вырыли карьер с помощью кирок и лопат, добыв при этом 2722 килограмма алмазов = 14,5 миллионов карат. 22,5 млн тонн грунта извлеченного оттуда лежат здесь же!

Но больше воображает поражение — слой пыли, которая осела здесь почти за полсотни лет адских работ высотой с многоэтажный дом — её видно, как верхний оранжевый слой.

Специально, только ради «трубки» в эту глушь не поедешь. Я бы не поехал. И своим бы не рекомендовал. Хотя здесь есть аэропорт и всех категорий отели, и всё красиво стилизовано. Вот именно, что стилизовано. Но действующие объекты по добыче алмазов вряд ли принимают туристов, а посмотреть на былое величие достаточно полчаса коли проезжаешь на поезде мимо. Очень д.Вове хочется обратно в мой Rovos Rail.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЛИ, братья Дэ Бирс давшие имя будущему монополисту рынка алмазов De Beers, никак не участвовали в его основании. Ребята были пастухами на пастбищах которых во второй половине 19 века разогрелась алмазная даже не лихорадка, а агония.

Компанию же создал ушлый Сесиль Родс, как это обычно бывает сын английского приходского священника, понаехавший в 1870 году в Южную Африку на лечение.

Не добившись значимых успехов в поиске алмазов, Сесиль создал обслуживающую компанию для других искателей драгоценностей: от продажи инструментов и продуктов питания до откачки воды из шахт — для чего приобрёл единственную в регионе паровую помпу. Оплатой его услуг служили найденные алмазы, паи, участие в прибыли. Он и назвал компанию в честь тех братьев.

Я без сожаления оставляю Кимберли и возвращаюсь в мой Rovos Rail, где ещё при входе на железнодорожную станцию, вернувшимся с экскурсии пассажирам вручают прохладные влажные полотенчики и предлагают накатить ледяного игристого. А там и обед!

Я уже задумался, как же я буду жить без этого поезда?

Немного истории. «Восточный Экспресс» в этом смысле был действительно первым. Его сконструировал бельгиец Жорж со смешной фамилией Нагельмакерс, а идею он подглядел у пульмановских поездов во время своих путешествий по Америке. Бельгийский король Леопольд II и отец Жоржа, банкир, финансово поддержали проект и под это дело была создана компания Orient-Express.

В свой первый путь по маршруту Париж —> Константинополь поезд отправился в 1889 году, преодолев 3000 км за 67 часов. Это всё равно, что сейчас домчать из Москвы до Новосибирска меньше, чем за два дня и в значительно более скромной обстановке (…)

Я продолжу, а вы пока поразглядывайте Turndownservice в любимом мной Rovos Rail.

Замечайте красоту везде, ее много.

Мне, закатывальщику постельных сцен в гостиницах, и в голову не приходило, что смятые постели гораздо красивее заправленных. Именно так становится понятно, кто в номере хозяин — а кто фон для хозяина.

Именно так подсказывает делать мой дорогой локомотив ведущий меня в светлое будущее и бесценный двигатель моего внутреннего потенциала Nelli Konstantinova. Она делает так.

Это утро в Южной Африке я посвящаю Нелли Константиновой, идейному вдохновителю проекта Travelinsider.

Продолжение истории. Так вот, пра-пра-прадед Pride оf Africa — поезд «Восточный Экспресс», состоял из пяти вагонов: два вагона для пассажиров, вагон для персонала, вагон для багажа и вагон-ресторан.

Купе были выдержаны в стиле арт-деко, салоны обиты редкими породами дерева и плюшем, украшены шторами из бархата и хрустальными люстрами Lalique, оборудованы холодной и горячей водой, повсюду красовалась живопись именитых художников Делакруа и Фроментино.

Не удивительно, что самым популярным местом в поезде был вагон-ресторан в стиле французского рококо времен Людовика XV, где разнаряженных не по-походному пассажиров часы на пролёт потчевали изысканными винами и деликатесами: устрицы, турбо с зеленым соусом, курица à la chasseur, филе говядины с картофелем château, chaud-froid из диких животных, буфет из десертов.

На борту поезда кипела светская жизнь — в купе плелись интриги, в вагоне-ресторане заключались миллионные сделки и даже решались вопросы государственной важности. Не обходилось среди путешествующих монархов, аристократов, богачей и авантюристов без детективных историй, о которых в своей манере пересказала Агата Кристи.

Должен заметить, я не ставил себе задачу демонстрировать здесь неоспоримые красоты Южной Африки из окон поезда. Моя цель показать продукт Rovos Rail изнутри и в деталях.

Однако, некоторых животных можно наблюдать лёжа на кровати в купе или сидя на открытой террасе в конце состава, обнявшись с бокалом-другим-третьим, а там проплывают антилопы, страусы, фламинго и даже красавицы газели. Я покажу. Я снял кино.

А пока пойду приму душ перед обедом. Вы тоже это будете видеть .. в следующем слайде:

Важно помнить, что это путешествие на ретро-поезде по всем канонам жанра колониальной эпохи, а значит не надо ждать Ритцов и Карлтонов на колёсах. Здесь преобладает антиквариат и в составляющей и в атмосфере. Да, в некоторых сьютах есть ванна, но в большинстве купе, если эти номера так можно назвать — душ. Этот душ не как у нас дома, скорее он несколько тесноват, но напор воды холодной и горячей безупречный.

Давно вы ездили в поезде, где у вас индивидуальные туалет и душ?

Дамы и Господа, на что налегать будем и что накатывать? Не увлекайтесь, это просто послеобеденный «чай», впереди ужин при свечах.

В составе Pride оf Africa два ресторана общей сложностью на 70 посадочных мест, ровно столько, сколько пассажиров вмещает поезд.

Один вагон-ресторан в стиле ар-деко, второй — ар-нуво. Большая часть обслуживающего персонала — те самые африка́неры, потомки европейских переселенцев, и они в своей работе безупречны. Пусть мы все одновременно придём завтракать, столпотворения не будет. Завтрак с 7:00 до 10:00, кстати. Нет надобности приходить одновременно.

А вот обед и ужин по звонку, но не звону гонга. О наступлении каждой трапезы возвещает дивная мелодия, которую отбивает специально обученный человек на металлофоне проходя из вагона в вагон по всему составу, чтобы не говорили, что не слышали. Опаздывать крайне не желательно, ведь ужин этот сравни представлению. Начало в 19:00.

Не могу вспомнить, когда я ужинал последний раз в поезде при свечах. Наверное, никогда.

Вернувшись после ужина при свечах в своё купе, я обнаружил бутылочку игристого из мини-бара с парой бокалов призывно разлёгшихся на моей постели. Крошки не знали, что я не пью алкоголь уже больше полугода. Но вы пейте!

Владимир Пожидаев сейчас здесь: Matjiesfontein Transport Museum. Город Matjiesfontein, ЮАР

Эта экскурсия мне очень понравилась. Поезд остановился и всех высадили посреди Южной Африки, задали вектор движения и крикнули: «Вперед!», и мы пошли, а поезд уехал, сказали будут нас где-то там, за тридевять земель ждать, а может и не будут. Миллионерам-империалистам после 70 тоже нужна встряска (…)

История про Крайслер 1946 года рождения. Всем умникам и умницам смотреть до конца, чтобы стать ещё умнее.

Брошенный на произвол судьбы в африканском буше, перешагивая через ядовитых змей, я по шпалам за час добрался до городка Маджисфонтейн, который навечно замер в своём блистательном прошлом 1884 года. С виду городок кажется мёртвым, но где-то же должны плеснуть д.Вове стаканчик шерри (…)

Мой герой. Этот забавный дядечка в цилиндре провёл меня по самым заветным местам и поведал тайны. Тайны за кадром. Он просил их не раскрывать. А места, пожалуйста. Вряд ли вы сюда сами попадёте.

Я же говорю ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЧТЫ!

Поезда не производили в Южной Африке. Они сделаны в Шотландии. Их грузили разобранными на корабли и отправляли морями-океанами на другой конец мира, по-сути, хрен знает куда, это сейчас более-менее понятно.

В то время юг Африки лихорадило не только на тему золота и алмазов. Британцы прижимали голландцев и немцев, которые уходили вглубь страны и прижимали африканцев. Короче, жизнь кипела, на поездах путешествовали много и часто, и только по делу.

Сейчас всё наоборот.

Медленно минуты уплывают в даль, встречи с ними ты уже не жди (…)

Владимир Пожидаев сейчас здесь: Rovos Rail. Город Кейптаун, ЮАР

Прямо сейчас всем, кто дочитал до конца, я загадываю (а всё хорошее, что я загадываю, сбывается!), что СКОРО ВЫ ОТПРАВИТЕСЬ В СВОЁ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ.

Все ребята официанты, обслуживающие меня сейчас, по образованию сомелье, здесь они закаляются и набираются опыта. В отличии от других пассажиров, я с ними много говорил о них самих, в лаунже, в баре, во время сопровождения нас в экскурсиях. Мне было интересно. Я узнал, что один хочет быть виноделом, другой — мечтает о собственном ресторане, третий — желает продолжать научное изучение вина. Надо же! Им по 20 лет! Им я тоже загадал. У них тоже всё сбудется.

По-моему, на это можно смотреть вечно. И трогать. Но сегодня мы «прибываем» в Кейптаун, сдаём постельное белье и завершаем репортаж. Я делюсь с вами буквально последними моментами (…)

Обещанная дичь за бортом:

Мир должен знать, что я ем: завтраки, ужины в вагоне-ресторане Rovos Rail демонстрировал, а обед ни разу! Исправляюсь.

Обед В Поезде Это Святое!

Моим крошкам, любителям приближать двумя пальчиками и изучать меню на экране, предлагается. Никаких цен, конечно, «все включено»:

Мне везде хорошо, где я есть, по ту или другую сторону экватора. Главное, чтобы я там был!

За секунду до Кейптауна:

Я долго думал, рассказывать или нет. Решился. Про самое тяжелое, что может случиться в путешествии на поезде, это когда едешь по ЮАР и иногда видишь, чего видеть вроде не должен.

Сначала я подумал, есть что-то ужасное в этом нарочитом социальном неравенстве между чёрными и белыми, а потом вспомнил, в какой черно-белой стране мы сами живём. И вновь обрёл дзен.

Вагон-ресторан весь из себя в огнях изогнутых светильников, в блеске столовых приборов, фарфора и стекла, в тонком аромате кожи кресел смешанном с запахом вечерних духов.

Приглушённый гул голосов тонущий в расслабляющем стуке колёс. На аперитив льётся игристое розе, на главное подают страусятину. Состав с приятным скрипом дорожной романтики притормаживает на слабо освещённом полустанке. В это же время, на параллельных путях другой состав, другая жизнь, другие огни. Поезда ровняются и мое окно оказывается ровно напротив другого. Невольно встречаюсь взглядом с темнокожей женщиной. Она одна, на деревянной скамье поздней пригородной электрички разрисованной невнятными граффити, какими они обычно бывают. Я невольно отвёл взгляд в сторону, но потом заставил себя вернуться. Она не смотрела на сервированный стол, на еду и напитки. Она смотрела мне в глаза. Не агрессивно и не грустно. Она была уставшей, была, какими мы бываем каждый вечер, возвращаясь с работы домой. Женщина возвращалась домой. Наверняка её там ждали дети, муж, своя счастливая жизнь.

Наш ужин закончился и всех пригласили на дижестив в бар. Вагончик тронется, а жизнь останется.

Туристическая лента новостей Израиля

Новости Мальты

Travelinsider image

Зимние каникулы в Словении

Зима — идеальная пора для уютных вечеров дома и просмотра фильмов под пледом, а…
дней, остановок
Комментарии
0

Забыли пароль?