Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

Баухаус, семинар первый. Анри ван де Вельде и утопия «Новый Веймар»

Баухаус, семинар первый. Анри ван де Вельде и утопия «Новый Веймар»
1 дней
6 остановок
Адреса и люди великого движения
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    67,4
  • средняя Длительность, дней
    1
  • остановок
    6
  • Мест к посещению
    6
Время в пути
Часы
  • Автомобиль
    1ч.18мин.

Мы стоим в Веймаре на площади Гете, по правую руку от нас “Зал искусств Гарри Графа Кесслера” / Kunsthalle Harry Graf Kessler. Впереди, если пройти по улице Карла Либкнехта мимо громоздкого чудовища нацистского Гауфорума, можно попасть в Новый музей на Веймарской площади. Повернем налево – и улица Эрнста Тельмана доведет нас до Музея Баухауса.

Сегодня я представлю вам краткую историю Веймара не только в топонимах и архитектуре. Мне будут возражать Бельгийский историк и Немецкий историк.

Именем графа Гарри Кесслера не названа ни улица, ни площадь, а ведь без него не было бы и выставочного зала, и Нового музея в том виде, в котором он существует сейчас – с коллекцией французских импрессионистов, дизайнерскими и художественными работами Анри ван де Вельде. Кто же он был? Политик, дипломат, публицист, меценат; и как бы сказали сейчас, куратор и культуртрегер, пацифист и утопист. Он также был одним из тех, кто верил и старался реализовать на деле идею Третьего Веймара, как культурного центра культурной столицы мира. Первым Веймаром был Золотой век Гете и Шиллера, вторым стал серебряный век Листа и Вагнера.

Участникам культурной жизни того времени думалось, что грядет третий, с Ницше и Анри ван де Вельде.

Они ошиблись, Новый Веймар в том варианте не состоялся, но все же стал фундаментом, на котором был построен «сверхновый» Веймар школы Баухаус и модерна.

Граф Кесслер и семья Анри ван де Вельде

Бельгийский историк: Что значит ошиблись? Граф Гарри Кесслер и Анри ван де Вельде все профукали! Если бы они столько не путешествовали, не транжирили направо и налево, сосредоточились на одном, то был бы у нас этот самый Новый Веймар!

Немецкий историк: Ну, очевидно, они подражали Гете, им хотелось включить тюрингский город Веймар в мировой контекст. Сами граф Кесслер и Анри ван де Вельде и были частью этого, пусть, не мирового, но европейского контекста, их круг общения и центры притяжения были мирового уровня: британец Вильям Моррис и его движение Arts and Crafts, французские импрессионисты и пуантилисты, Роден и норвежец Мунк.

Анри ван де Вельде выставлял свои художественные произведения на тех же выставках, что и Моне, Писарро, Ван Гог, Сёра. Затем он оставил искусство, перешел к печатной графике и декоративно-прикладному искусству, начал проектировать мебель. Анри ван де Вельде основал собственную фирму в Бельгии (дизайнерское бюро, сказали бы сейчас), но обанкротился, был вынужден переехать из Бельгии в Берлин и стать служащим, штатным дизайнером одного из предпринимателей, для которого разрабатывал лампы, мебель и оформлял интерьеры на заказ. Граф Кесслер, кстати, сыграл не последнюю роль в освобождении Анри ван де Вельде из «капиталистической зависимости» и выбивании для него официальной государственной зарплаты в Веймаре. Это открыло тому новые горизонты.

В кабинете Анри ван де Вельде

Когда в начале 1900-х Гарри Граф Кесслер и Анри ван де Вельде развили бурную деятельность в Веймаре: они собирались изменить мир и создать нового человека. Они в пафосе. Конечно, действовали они не вдвоем, единомышленников было много больше. Любопытно, что одну из ключевых ролей играла родная сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше, Лизхен, по-русски Лизочка. Прозвище возникло не только потому, что дама была очень маленького роста, но и потому, что в ней все было уменьшительно-ласкательное в галантерейно-мещанском стиле. Лизхен была одиозной фигурой: она не только производила впечатление необразованной и недалекой особы, действующей исключительно из сиюминутной выгоды, но на деле такой и была, и в 1930-х не только сотрудничала с нацистами, но и переписывала произведения Ницше в соответствии с доктринами правящей партии и публиковала эти версии под его именем. Вся эта история освещена в архиве Ницше.

Архив Ницше

Но это отступление от темы, сначала о пафосе Нового Веймара.

Вот что пишет Лизхен в письме Кесслеру, 1901 год: “Я нафантазировала, что вы получите кресло директора художественной школы. Вы сможете реализовать таким образом свою программу для Великого герцогства Веймара и это приведет к расцвету фарфоровых, керамических, стекольных фабрик и деревообрабатывающих предприятий маленькой страны… ведь тюрингцы – это такой талантливый народец…”

Граф Кесслер пишет в письме другу, меценату, единомышленнику Боденхаузену после утверждения Анри ван де Вельде на должность государственного советника по индустрии и декоративно-прикладным ремеслам: “… кроме того, в обязанности советника в рамках заключенного договора входит воспитание целого народа, что вполне выполнимо – при численности 300 000 человек – и для одного отдельного человека. Ведь за спиной Анри ван де Вельде стоит вся сила Великого герцогства и Государства. Подобное еще не случалось в истории, исключая привлечение к управлению государством философов и законодателей в античном мире. И это стало возможным потому, что метод работы Анри ван де Вельде – абсолютно новый путь в образовании. … я надеюсь, что этот факт станет поводом для летописцев будущего запечатлеть сей исторический момент для вечности.”

Архив Ницше

 

Архив Ницше

Лизхен была, может, и плохая женщина, но благодаря ее энергии, умению манипулировать людьми и выбивать деньги, архив Ницше уже стоял в 1903 году, построенный по проекту Анри ван де Вельде, с мебелью по его эскизам, с печами, каминами и всем вплоть до дверной ручки. Все сохранилось, увидеть наследие легко: в историческом здании архива открыт музей (сам архив перешел под эгиду NFG, Национального центра по изучению и сохранению немецкой классической литературы Веймара).

Архив Ницше

Другие единомышленники тоже не сидели без дела и государство год за годом финансировало проекты: строительство Великогерцогской школы искусств и Технического училища прикладных искусств, закупку произведений французских импрессионистов и организацию выставок (деятельность графа Гарри Кесслера). Техническое училище прикладных искусств было реорганизацией основанного в 1902 году Анри ван де Вельде семинара, где ученики наряду с традиционным художественным образованием изучали особенности ремесел в мастерских. Граница между свободными и прикладными искусствами исчезла, учащийся мог реализовывать свои творческие амбиции, создавая функциональные вещи – ткать ковры, ковать металл, делать мебель, печатать и переплетать книги. Бельгийский художник / дизайнер / архитектор полагал, что задачей совершенного «художника» (синоним из нашего времени был бы – «нового креативного») является создание цельно-составного произведения искусства, Gesamtkunstwerk, так это коротко и емко звучит по-немецки, то есть синтез всех искусств, самым полным воплощением которого является архитектура. Этим сейчас никого не удивишь, многие архитекторы и дизайнеры и художники стремятся к созданию таких синкретичных, универсальных, тотальных объектов.

Университет Баухаус

Вальтер Гропиус позднее сформировал это иначе. В своем манифесте в качестве основателя школы Баухаус он написал: «Архитектура, скульптура и живопись должны снова превратиться в ремесла и принимать непосредственное участие в постройке будущего».

Университет Баухаус

Бельгийский историк: Вальтер Гропиус определенно чувствовал свою вину перед Анри ван де Вельде, он был в долгу перед предыдущим директором художественной и ремесленной школ. Ведь при слиянии этих двух школ в 1919 году и был образован новый Баухаус, мастерские и семинары которого находились в стенах построенных по проекту Анри ван де Вельде зданий.

Немецкий историк: Ну, есть факты, которые говорят, что именно бельгиец рекомендовал Вальтера Гропиуса в качестве директора новой школы…

Университет Баухаус

Великогерцогская школа искусств и Техническое училище прикладных искусств просуществовали недолго – дальше была война. И дальше был конец так и не осуществленного Третьего Веймара. Граф Кесслер был призван, Анри ван де Вельде как представитель вражеской нации должен был отмечаться в полиции три раза в неделю. В 1915 году оба образовательных учреждения были закрыты, в 1917 году Анри ван де Вельде покинул Германию. После окончания войны и установления Веймарской республики в 1919 году была образована государственная школа Баухаус, просуществовавшая до 1925 года. В настоящее время оба здания принадлежат университету, их можно посетить – самостоятельно или в рамках экскурсии, которые часто проводят сами студенты.

Университет Баухаус

Университет Баухаус

В Веймаре есть еще один прекрасный пример синтеза искусств / Gesamtkunstwerk – это частный дом Анри ван де Вельде «Высокие тополя» (Hohe Pappeln), в котором он жил с женой и пятью детьми с 1912 по 1917 год.

Частный дом Анри ван де Вельде

Частный дом Анри ван де Вельде

Необычно в нем то, что здание проектировалось изнутри, начинаясь от интерьеров и их функций. Фасад, точнее, несколько фасадов, сложная внешняя форма – это опосредованный результат такого редкого планирования. Сад также является частью единого художественного произведения.

Частный дом Анри ван де Вельде

Частный дом Анри ван де Вельде

Мебель, выставленная в музее, спроектирована самим Анри ван де Вельде, правда не для себя, а для фон Мюнхаузена.

Частный дом Анри ван де Вельде

Частный дом Анри ван де Вельде

Частный дом Анри ван де Вельде

Рекомендации для участников семинара (читателей)

Стоит посетить:

Исторические здания современного университета Баухаус Веймар:

Бывшая школа искусств: Geschwister-Scholl-Straße 8, 99423 Weimar
Бывшее художественно-ремесленное училище: Geschwister-Scholl-Straße 7, 99423 Weimar

Музей в историческом здании Архива Ницше: Humboldtstraße 36, 99425 Weimar

Музей в приватном доме семьи ван де Вельде «Hohe Pappeln»: Belvedereallee 58, 99425 Weimar

Новый музей, в котором можно увидеть произведения Анри ван де Вельде и часть коллекции, которую собрал для Веймара граф Гарри Кесслер: Jorge-Semprún-Platz 5, 99423 Weimar

За пределами Веймара:

Павильон памяти Эрнста Аббе, основателя фабрики Цейсс: Zeiss-Platz, 07743 Jena

Дом Шуленбург, штаб-квартира Общества друзей Анри ван де Вельде: Straße des Friedens 120, 07548 Gera/Thür.

 

Домашнее задание для автора семинара:

Прочитать:

Программное произведение «Дилетантские проповеди» Анри ван де Вельде и его мемуары;

Воспоминания графа Кесслера;

Книжку немецкого экспрессиониста Людвига Кирхнера (ее надо, скорее, посмотреть), которую он сделал для дочери Анри ван де Вельде Неле.

Посетить:

Виллы, построенные Анри ван де Вельде в земле Северный Рейнвестфалия;

Музей в Хагене, один из первых его интерьеров в Германии;

Здания Анри ван де Вельде в Брюсселе.

Автор Елена Невердовская

О школе Баухаус в 15-ти эссе. Введение: “О столетних – только хорошо или ничего”

Остров Святого Лазаря в Венеции

Travelinsider image

Экспедиция Porsche Travel Club: отель…

Моя работа забрасывает меня в лучшие в мире места, а с экспедициями Porsche Travel…
3 дней, 2 остановок
Комментарии
0

Вернуться наверх

Забыли пароль?