Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

О школе Баухаус в 15-ти эссе. Введение: “О столетних – только хорошо или ничего”

О школе Баухаус в 15-ти эссе. Введение: “О столетних – только хорошо или ничего”
1 дней
3 остановок
Что такое Баухаус? Школа? Вуз? Направление архитектуры? Стиль жизни? Стиль мысли?
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    294
  • средняя Длительность, дней
    1
  • остановок
    3
  • Мест к посещению
    3
Время в пути
Часы
  • Автомобиль
    3ч.18мин.

Этой публикацией сайт Travelinsider.ru открывает цикл статей нашего постоянного автора Елены Невердовской, объединенных темой Баухауса. Елена давно и пристрастно исследует экспериментальный вуз, просуществовавший всего-то 15 лет и навсегда изменивший лицо мира.

***

Школе Баухаус исполняется в этом году 100 лет, солидный возраст. Школа достигла, наконец-то, музейной зрелости, настал подходящий момент сделать ее историю, ее героев, преподавателей и студентов известными не только среди специалистов, но и среди широких масс. Анахронизм про “широкие народные массы” уместен, он, как и Баухаус, прямиком из 1920-х.

К популяризации школы Баухаус приступили всерьез еще пару лет назад: в трех городах восточной Германии, где был основан и затем продолжал существование, дважды переезжая, экспериментальный вуз, строятся и формируются сейчас новые музеи. Это Веймар (1919 – 1925), Дессау (1925 – 1932) и Берлин (1932 – 1933). 5 апреля откроется Веймарский, за ним в сентябре последует музей в Дессау, дата открытия берлинского пока неизвестна, что не удивительно: Берлин знаменит своей строительной медлительностью.

Веймар, здание Художественно-ремесленного училища, построенное в 1907 году по проекту Анри ван де Вельде, где с 1919 по 1925 располагалась школа Баухаус, в настоящий момент здесь находится Веймарский университет

***

Чем же так уникален Баухаус, почему такое внимание оказывается наследию высшей школы, просуществовавшей всего около 15-ти лет? На этот вопрос коротко не ответить. Институт «Государственный Баухаус в Веймаре», основанный в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, представлял собой в первые годы абсолютно инновационное образовательное учреждение, задачей которого было воспитать новых специалистов, способных сделать массовую продукцию формально и функционально продуманной и эстетически актуальной. Первый директор отказался от модели академического образования и обратился к опыту средневековых ремесленных мастерских, поставил практическую составляющую – работу с материалом, разработку технологии – выше формальных теорий. По сути, в 1919 году в Веймаре появилась на свет первая школа дизайна, и это была не готовая конструкция, но изменяющаяся со временем и требованиями текущего момента организация. Если насущным требованием первого этапа было установить связь “художник-ремесло”, то уже спустя три года на месте ремесла оказалась индустрия. К моменту же перехода руководства от Вальтера Гропиуса к архитектору Ханнесу Майеру в 1928 году и роль автора-производителя-художника изменилась, он превратился в «организатора» (sic!), работающего не с эстетическими, формальными, материальными категориями, а с физическими, биологическими и социальными.

С самых первых дней существования школа “Баухаус” была красной тряпкой, раздражавшей покой обывателя, ценившего китч историзма, эклектику и декоративизм, красной заразой – для правых консерваторов и набиравших силу националистов. Институт был государственным учреждением, получал деньги из бюджета земли, и, как только власть переходила от социал-демократов к консерваторам, у “Баухауса” начинались проблемы: директор получал ультиматумы с требованиями изменить характер школы под угрозой прекращения финансирования, либо просто перекрывался денежный поток. Именно поэтому школе пришлось переезжать дважды. Именно поэтому был уволен с поста директора слишком левый Майер, а на его место заступил успешный и лояльный к богатым, богатству и роскоши архитектор Мис ван дер Роэ. Но и этот шаг не спас школу – в 1933 году ее принудили самораспуститься. Часть преподавателей и студентов эмигрировали из нацистской Германии в разные страны мира, где они затем работали по специальности, реализовывая идеи Баухауса.

Таким образом, следы Баухауса можно найти на всех континентах – это и отдельные строения и целые районы, например, Белый город в Тель-Авиве, и художественные произведения, созданные в эмиграции, и целые дизайнерские школы, такие, как школа Йозефа Альберса в США, преподавание которого оказало влияние на развитие американской абстрактной живописи.

Художественно-ремесленное училище. Знаменитая лестница с настенной росписью Оскара Шлеммера, мастера школы Баухаус

***

Это были факты.

А теперь мнение автора этой статьи: у школы Баухаус, представляемой широким массам на государственном и международном уровне, будет необходимым образом отретушировано лицо. Ничего удивительного, столетним свойственно бронзоветь. Главная линия презентации уже выработана, всем ясно, что Баухаус – это демократия, функциональность, это новая, а значит, лучшая, эстетика и жизнь.

Но можно ведь предпринять и собственную попытку рассказать о позавчерашних событиях, как о результате частного путешествия во времени. Как о результате перемещения по реперным точкам в пространстве заданной темы – истории 1920-х годов. Об эхе тех лет, достигшем нас во времени.

Главный вход в здание Художественно-ремесленного училища и стенное панно Оскара Шлеммера (копия)

Но меня не вдохновляет перспектива рассказать историю Баухауса просто, прямолинейно, в одной системе координат. Очевидно, и здесь не обошлось без влияния школы: содержание, факты и форма изложения связаны, из одного вытекает другое и сосуществует со всеми оборванными связями и внезапными границами — как в коллаже. Техника коллажа была актуальна в 1920-е, современна и сейчас. Воспользуемся! Сведение чужеродного, различных пластов времени-места-реальности на одной плоскости дает нам свободу субъективности и право на провокацию.

***

Выберем в качестве формы изложения виртуальный семинар с выдуманными фигурами кураторов и историков, фантомов самих Баухаус-мастеров и Баухаус-учащихся. В качестве тем рассмотрим, например, такие: Баухаус и догматизм, Баухаус и сексизм, Баухаус и религия, Баухаус и коммунизм, Баухаус и левый радикализм.

Веймар, здание Высшей школы искусств, архитектор ван де Вельде, 1904 – 1911, где располагалась школа Баухаус, здесь находился кабинет директора Вальтера Гропиуса. В настоящий момент Веймарский университет

Вы можете возразить, конечно, что это все ad marginem, частные случаи, пена дней. Не совсем. История школы Баухаус, ее преподавателей (мастеров, Meister), и ее студентов (Lehrling) – это, конечно, не начало того, что происходит сегодня, потому что глобальные изменения случились намного раньше (есть мнение, с открытия Америки), но Баухаус – это стадия развития, продолжающегося и в настоящий момент. То есть, 15 лет существования высшей школы архитектуры, искусства и дизайна – это не мертвая музейная история, а бесценный опыт, пример для сегодняшней жизни, образования и деятельности.

К тому же в чем-то наше сегодня сделало шаг назад, и нам нужно вернуться в те двадцатые еще и за тем, чтобы понять, где мы пропустили правильный поворот.

Лестница, архитектор ван де Вельде

В других виртуальных семинарах мы попробуем заглянуть еще раньше, в тот самый модерн, который был предтечей многих изменений в архитектуре и дизайне. Мы пригласим на наши обсуждения фантомы двух фигур, стоящих у истока Баухауса, двух автодидактов (самоучек), сделавших первые шаги, совершивших первый прорыв из бюргерского, мещанского – в модерн: немецкого архитектора и дизайнера Петера Беренса, и бельгийского архитектора и  дизайнера Анри ван де Вельде. У первого в архитектурном бюро работал основатель Баухауса архитектор Вальтер Гропиус, а второй несколько лет до начала Первой мировой войны был директором инновационной художественной высшей школы, которая и стала фундаментом для Баухауса Вальтера Гропиуса.

Кабинет первого директора школы Баухаус, Вальтера Гропиуса. Реконструкция

Еще мы обсудим на наших виртуальных семинарах методику образования, попробуем понять, а не в ней ли причина успеха, последующей мировой славы некоторых мастеров и выпускников Баухауса? Вспомним и наследников: например, историю второй школы «Баухаус» — послевоенной высшей школы дизайна в Ульме, на юге Германии. Она просуществовала очень недолго, мирового резонанса не имела. Но в здании вуза, построенного по проекту выпускника школы Баухаус Макса Билла, сейчас существует музей, где в экспозиции можно увидеть оригиналы учебных заданий, разработанных преподавателями различных дисциплин, бывших мастеров и выпускников первого Баухауса.

Оберхаузен, здание центрального депо Индустриального музея. Архитектор Петер Беренс, 1921 – 1925

На семинарах, посвященных наследию, было бы неправильно обойти стороной главную послевоенную дискуссию, которую вели немецкий архитектор Рудольф Шварц и основатель Баухауса Вальтер Гропиус. Первый заклеймил архитектурный стиль школы и поставил адептам Баухауса в вину, что они сделали современные города бездушными, холодными, неуютными, безжизненными. Фантом Шварца в качестве доказательства своей тезы предложит нам примеры: спальные районы, социальные кварталы, панельные города в степи или в тундре, ветер, выдувающий пешеходов на проспектах – картинки, иллюстрирующие идеализм архитектурной революции. Фантом Гропиуса напомнит о праве каждого на жилье. Таким образом, эта дискуссия станет мостом в сегодняшний день, из виртуального в реальный мир, к тем самым вопросам, которые и сейчас стоят перед дизайнерами и архитекторами.

Баухаус-архив, Берлин

Школе Баухаус исполнилось 100 лет, но как же она актуальна! Бронзоветь еще не время, надо работать.

География Баухаус, первое приближение.

Баухаус, Веймар: Jorge-Semprún-Platz 5, 99423 Weimar
Баухаус, Дессау: Gropiusallee 38, 06846 Dessau-Roßlau
Баухаус, Берлин (Архив, в настоящее время на реставрации): Knesebeckstraße 1-2
10623 Berlin-Charlottenburg

 

 

Баухаус, семинар третий. Веймарский период

Баухаус, семинар второй

Travelinsider image

Остров Святого Лазаря в Венеции

Путешественник Дмитрий Павлов (в фейсбуке facebook.com/dmitriypavlov.cositabellini) написал об одном из прекрасных мест в Венеции…
1 дней, 1 остановок
Комментарии
0

Вернуться наверх

Забыли пароль?