Кулинарные маршруты
для истинных гурманов

По следам героев сериала “Вавилон-Берлин”

1 365
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...
По следам героев сериала “Вавилон-Берлин”
3 дней
2 остановок
Телевизионный сериал как достопримечательность, разъясняет Елена Невердовская
untitled
Общие сведения
  • Протяженность, км
    710
  • средняя Длительность, дней
    3
  • остановок
    2
  • Мест к посещению
    7
Время в пути
Часы
  • Автомобиль
    7ч.58мин.

Ах, надо было, непременно было надо, чтобы нашлись желающие вынуть из кармана какие-то 40 миллионов евро, и самый дорогой немецкий сериал, да что там, самый дорогой неанглоязычный телевизионный сериал, «Берлин-Вавилон», появился на свет. И да, надо было непременно, чтобы его режиссерами оказались Том Тыквер, прошедший закалку Голливудом, Ахим фон Боррис и Хэнк Хандлёгтен, а художником — Ули Ханиш, в чьем портфолио «Парфюмер» и «Облачный атлас».

Почему? Ну, не только потому что фильм получился зрелищный и захватывающий, но и с потенциалом стать силой, повернувшей «избушку»-Германию первой трети 20-го века к миру передом. Так как до этого момента стояла она во всем задом, мало того, отгороженная несдвигаемым занавесом вины за преступления Второй мировой. До этого момента все попытки экскурса в те времена были другого масштаба, так сказать, для внутреннего пользования. Сейчас же и у Веймарской республики, и у школы Баухауз, и у немецкого авангарда тех лет есть шанс стать объектом туристического интереса, влиться в лексикон массовой культуры как маркеров немецкой идентичности наряду с баварским Нойшванштайном, рождественскими базарами и пивом. 

Но прежде чем предложить путешествующим посетить новый берлинско-вавилонский диснейленд, мне хочется рассказать о том, из какого сора, используя цитату из высокой поэзии, был собран этот криминальный сериал. Не столько про текст-первоисточник, сколько про визуализацию, транспонирование словесных образов в материальные объекты. Мой взгляд — сугубо субъективный — базируется на моих знаниях искусства, дизайна и архитектуры тех лет, отнюдь не претендующих на полноту и энциклопедичность. Так вышло, просто, что последние несколько лет я интересуюсь историей дада и немецким экспрессионизмом, авангардным театром и школой Баухауз. Последняя, кстати, едва заметна в первых двух сезонах «Берлин-Вавилона». 

В глаза бросается нарочитая иллюстративность персонажей, их доведенная до абсурда гротескность. Коммиссар полиции Бруно Вольтер и советский дипломат Трохин, Грета и певицы кабаре больше напоминают картинки комиксов, а не документальные фотографии и фильмы. Сцены с матросами в публичном доме в одной из первых серий вызвали вспышку моментального узнавания: это была цитата из художника Отто Дикса. С этого момента фильмы смотрелись уже иначе, я сознательно выискивала параллели — Первая мировая в гравюрах Дикса и сцены с лошадью из воспоминаний Гереона Рата, многочисленные сцены танцев, даже внешность вдовы брата и возлюбленной главного героя. 

Не так просто увидеть большинство картин Отто Дикса 1920-х годов в одном месте, мне повезло посетить его выставку в Дюссельдорфе, где были выставлены и антивоенные серии и многочисленные акварельные зарисовки улиц и сцен в публичных домах. Выставка сопровождалась джазовой музыкой — художник любил танцевать, на одной из стен проецировалось видео — документальные съемки одной из Дюссельдорфских улиц. Это могли быть и берлинские уличные сцены, и Кельн.

Не автопортрет

Возможно, только благодаря той выставке я разглядела сходство — такой счастливый случай есть не у каждого. Но обратный путь — от сериала к искусству 1920-х годов даже более интересен, чем проделанный мной, поэтому делюсь полезной информацией. 

***

Триптих “Großstadt / Большой город”, 1928 год, можно увидеть в художественном музее Штутгарта, Kunstmuseum Stuttgart. Там же портрет знаменитой танцовщицы Аниты Бербер, 1925 года, и несколько других работ.

Постер с портретом Аниты Бербер

Несколько портретов кисти Отто Дикса можно увидеть в музеях Дюссельдорфа ( Museum Kunstpalast и картинная галерея K20) и в картинной галерее Вупперталя, в музеях Берлина, Хемница и Гамбурга. 

Теперь коротко о «диснейлэнде»: специально построенный «Берлин-Вавилон» находится на территории старейшей студии Бабельсберг в Потстдаме, не путать с одноименным кинопарком. Студия действующая, вряд ли туда пустят туристов — это, скорее, информация к размышлению. Более-менее легко и свободно можно посетить другие места, где снимался сериал. В Берлине это Александрплатц, Красная ратуша, ратуша Шёнеберг, станция метро Hermannplatz. Несколько площадок расположены в земле Северный Рейнвестфалия, это — памятники индустриальной культуры Nordpark в Дуйсбурге и железнодорожный музей в Кельне, а также замок Драхенбург недалеко от Бонна, вилла одного промышленного магната, недавно отреставрированная и очень любопытная с точки зрения интерьеров.  

Сейчас полным ходом ведутся съемки третьего сезона, часть из них будет проходить в родном городе Гереона Рата Кельне и округе — Золингене, Бонне, Крефельде, Дюрене и Вуппертале. Об этом (не выдавая подробностей) с удовольствием рассказывает местная пресса. Как и о проходящих в настоящий момент кастингах. В команду требуются мужчины лысые и хромые, одноногие и однорукие, юные и пожилые, готовые изображать заключенных и тюремщиков, бандитов и палачей, завсегдатаев пивнушек и прохожих. Для съемок требуются женщины на роли заключенных женской тюрьмы и дети в возрасте до 5 лет в тюремный приют. И еще нужны пары от 18 до 60 лет, готовые целоваться перед камерой. Желающих масса — сериал превратился незаметно в национальный проект, о перспективах на будущее которого только начали рассуждать политики от кино и не только они. О результатах никто и не догадывается. 

***

P.S. Иллюстрации в тексте требуют объяснения. Почему я фотографировала репродукции в альбоме к выставке, да еще таким странным образом — как часть натюрморта? Да потому что в Германии, возможно, в Евросоюзе, или даже еще шире, вышел новый закон о защите авторских прав. По этому закону я/редакция имеем право разместить фотографию работ художника безвозмездно только в том случае, если он умер более чем 70 лет назад. У меня есть фотографии картин и гравюр Отто Дикса с дюссельдорфской выставки, но нет права предоставить их для публикации. И, опять-таки, нет никакой возможности разместить фотографии отдельных страниц альбома. Ведь тут к 70-летию со дня смерти художника прибавляется 70-летний срок с момента публикации книги. Поэтому — натюрморт. 

***

Примечание редакции: мы не первые, кто захотел пройти по стопам героев. Вот, например, по-немецки скрупулезно рассчитанный маршрут Вальтера Гутяра.

Но текст Елены Невердовской отсылает нас к духу, не к букве, и тем он хорош.

 

теги: Культура

Плавучие пирсы Христо: осталась всего неделя

Франция, Париж Франсуазы Саган

Travelinsider image

Бодрум: лес загадочных скульптур

На повороте в  горах недалеко от бухты Гюндоган, мы с Алисой вдруг съехали с…
1 дней, 2 остановок
Travelinsider image

Лучше, чем Палех?

У всех на слуху Палех. Знают Мстеру и Холуй – местности, где издавна расписывают…
1 дней, 2 остановок
Travelinsider image

Берлин: весна для нас

Иногда я позволяю себе не брать фотоаппарат. Это значит, говорю я себе, я в…
5 дней, 11 остановок
Комментарии
0

Вернуться наверх

Забыли пароль?